Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

3.2. Схоластика и ее влияние на содержание и методику обучения


Схоластика - средневековая философия, представители которой ставили своей задачей представить в виде наукоподібної системы религиозное учение и обосновать его ссылками на авторитет отцов церкви и на священное писание. Она зародилась в XI в. и систематизувалася в науку в XII-XIII ст.

Толчком к ее возникновения стало распространение в настоящее время ересей, когда религиозные постулаты, которые раньше воспринимались на веру, начали ставиться под сомнение и им требовали объяснения.

В этой связи появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют отдельно, а есть только названиями, абстракциями человеческого разума. Реалисты, наоборот, утверждали, что общие понятия возникли ранее от вещей. Наиболее известной в средние века является схоластическая система Фомы Аквинского.

Положительными сторонами схоластики было то, что она оживила на некоторое время религиозно-философскую мысль, познакомила Европу со многими трудами древнегреческих и арабских мыслителей (прежде всего Платона и Аристотеля). Схоластика также развивала формально-логическое мышление, тренировала ум.

В XV-XVI вв. схоластика изжила себя, виродившись в формализованную школьную премудрость, которая находилась в остром противоречии с требованиями жизни и представляла бесплодные размышления. Средневековая школа была полностью оторванной от жизни. Схоластическое обучения вело к начетничества и догматизма. Со схоластикой связан господствующий в тогдашних школах катехізичний способ обучения (в форме вопросов и ответов). Это приводило к заучивания учениками наизусть готовых определений и до отказа от самостоятельного мышления.

В целом схоластика стала преградой поступательному развитию науки, образования и школы.



Назад