Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

3.5. Реформация. Єзуїтське воспитания


Реформация - социально-политическое движение во многих странах Европы в XVI ст. Она связывается прежде всего с борьбой против католической церкви. Представители реформации: Ян Гус (Чехия), Мартин Лютер и Томас Мюнцер (Германия), Кальвин (Швейцария). Реформация отразилось и на развитии образования и воспитания подрастающего поколения.

В Германии в XV-XVI вв. под влиянием реформации гуманистическая педагогика набрала выраженного филологического характера. Гуманисты выступали за тщательное изучение латинского, греческого и даже древньоєврейської языков с тем, чтобы лучше уметь, как они считали, раскрывать фальсификации библии и античной литературы, что их делали тогдашние отцы церкви.

Концентрация внимания на изучении языков, которые принято называть классическими, привела к возникновению так называемой классической образования. Начало классическом образовании положила открыта в Германии в 1528 г. знаменитая гимназия Штурма, где на протяжении 10 лет изучали только латинский и греческий языки. Впоследствии классические гимназии стали типовыми учебными заведениями во всей Европе.

Реформация положила начало новой разновидности христианства - протестантизма. Протестантизм - общее название ряда течений в христианской религии. Протестантизм отрицал верховність власти папы римского, отпущение грехов за плату (торговлю індульгенціями). Протестанты выступали за упрощение церковных обрядов, за признание священного писания единственным источником веры. Протестантизм ввел богослужения на родном языке, поскольку люди должны понимать священное писание.

Много протестантских общин, что боролись против католической церкви (например, анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др.), организовывали свои школы. Они давали обязательное начальное образование для всех детей членов своей общины, обучение велось на родном языке.

Єзуїтське воспитания

Борьба против католицизма породила не только реформацию, но и контрреформацію - реакцию официальной церкви на события. Орден иезуитов (основатель И. Лойола - бывший испанский офицер), который существовал для защиты католической церкви, избрал своим орудием исповедь, проповедь и школу. Иезуиты создали целую систему своего воспитания, которое направлено на подготовку активных поборников католической церкви.

Они не пропагандировали широкой образования для народа, поэтому все свои усилия бросили на открытие недоступных простым людям средних и высших иезуитских школ, предназначенных для детей феодальной знати.

Иезуитские школы делились на коллегиумы с 7-летним сроком обучения, которые по образованию приближались к гимназий, и семинарии, которые приравнивались к университетов и имели 6-летний срок обучения. Эти заведения были интернатного типа и, как правило, размещались в просторных сооружениях с хорошим оборудованием, где придерживались отличной чистоты и порядка. Режим дня и учебный год были построены с умелым чередованием занятий и отдыха (частые праздника, длительные перерывы). Большое внимание уделялось физическому развитию воспитанников через внедрение гимнастике, игорь. Все это привлекало сюда детей из богатых аристократических семей.

Иезуитами была разработана методика обучения, когда почти весь учебный материал засвоювався во время школьных занятий. Ежедневно проводились повторение материала, изученного перед этим. В конце недели повторяли материал за неделю, в конце месяца - за месяц, в конце года - за год. От учителей требовалось умение ясно излагать, постепенно переходить от легкого к трудному. Каждое занятие учителя, каждое его слово регламентувались школьными уставами.

Выпускники иезуитских коллегий и семинарий хорошо владели логикой и красноречием, умением подчинить своему влиянию окружающих.

Среди воспитанников вызвался дух соперничества (в том числе и в обучении). Для этого была разработана система поощрений (занесение на почетную доску, особые места в классе, золотые точки против фамилий учеников и т.п.) и наказаний (колпак с ослячими ушами, прозвища, особые скамейки стыда и т.п.). Допускались и телесные наказания.

Иезуитская система воспитания готовила убежденных пропагандистов католицизма, которые нетерпимо относились к инаковерных. С целью полного подчинения воспитанников церкви над ними устанавливался постоянный внешне незаметный надзор, среди учеников развивался взаимный шпионаж, лесть и подобострастие по отношению к старшим. Ученик, что провинился, освобождался от наказания, если доносил о такие же поступки одного из своих товарищей.

Дети в этих заведениях просачивались иезуитской моралью и становились послушными орудиями в руках иезуитов. Они были лишены собственной воли, свободы мысли, им были чужды такие моральные понятия, как гуманизм, честность, патриотизм. В борьбе с врагами церкви иезуиты считали подходящими любые средства, они не останавливались ни перед чем.

Єзуїтське воспитание сыграло реакционную роль в развитии национальных культур и религий во многих странах, среди которых можно назвать и Украину.

Иезуитские школы существуют и сейчас во многих странах Латинской Америки, Испании, США и др. Конечно они не походят на своих средневековых прототипов. У них произошла унификация учебных планов и программ и приспособления к новым условиям.



Назад