Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

4.3. Общепедагогические идеи Я. А. Коменского


Я. А. Коменский - сын своей эпохи. Это был период перехода от средневековья к новому времени, который сопровождался столкновениями нового против старых порядков. В его мировоззрении отразились противоречия этого переходного периода от феодализма к капитализму, борьбы сторонников Реформации и Контрреформации. Итак, мировоззрение педагога формировался под воздействием источников, которые часто противоречили друг другу. Он был активным деятелем религиозной организации и в то же время устремления Коменского - и научные, и практические - были направлены в реальный мир и на улучшение жизни в нем. Из сочетание всех этих факторов Коменский стремился выработать собственную философию.

Общее философское видение мира у него развивалось благодаря античной философии, религии, идеям Возрождения.

Происхождения и существования природы и человека он рассматривал с религиозных позиций. Но под влиянием эпохи Возрождения Коменский произвел новый взгляд на человека. В противовес средневековом аскетизма, человек, по мнению великого педагога, последнее и самое совершенное творение Бога. Ее назначение не только подготовить себя к будущей небесной жизни, но и жить настоящей жизнью земным.

На общественные взгляды Коменского влияла его участие в демократическом народном движении Чехии, что в дополнении с идеями Возрождения сформировали у него демократизм, гуманизм, народность, глубокую симпатию к простых людей.

Коменский видел, чувствовал на себе и глубоко переживал несовершенство и несправедливость существующего общественного строя. Единственным целесообразным средством реформирования общества он называет образцовое воспитание молодежи. “Человек становится человеком только благодаря воспитанию“. Дело воспитания молодежи возлагает на школы.

Важнейшие педагогические идеи Коменского, особенно его дидактические взгляды основываются на принципах сенсуалізму. Сенсуализм (sensus - чувство) - философское течение, представители которого утверждают, что источником познания объективного мира для человека служит прежде всего ее чувственный опыт.

Сенсуализм Коменского совпадают с позициями родоначальника этого философского направления Фрэнсиса Бэкона. Как и Бекон великий педагог считал, что “ничего не бывает в сознании, чего раньше не было в чувствах, следовательно материал для всех размышлений разум получает только от ощущений“.

В мировоззрении Коменского можно наблюдать противоречия между сенсуалізмом и религиозностью, между демократизмом и просветительством. Двойственный характер мировоззрения педагога обусловил двойственность его подхода к решению основных вопросов педагогики.



Назад