Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

4.4. Учение Я.А.Коменського о школе


Коменский разработал всеобъемлющее учение об школы. Важными компонентами этого учения является возрастная периодизация развития детей, система школ, содержание образования и требования к организации работы учебных заведений.

Образование, по мнению Коменского, следует начинать как можно раньше и посвятить ей весь период юности - 24 года. Данный отрезок времени он разделил на четыре 6-годовые возрастные периоды: детство (0-6 г.), отрочество (6-12 г.), юность (12-18 г.), змужнілість (18-24 г.). В основу такого деления он положил возрастные особенности детей.

Каждому возрастному периоду Коменский определил соответствующую школу: материнская школа (материнское опекунство в каждой семье); школа родного языка (элементарная народная школа, создается в каждой общине, селе, поселке); латинская школа или гимназия (создается в каждом городе); академия (создается в каждом государстве или большой провинции).

Первые две школы посещают все без исключения дети обоих полов; гимназию - те мальчики, у кого стремление выше, чем быть ремесленниками; академия готовит ученых и будущих руководителей других.

Согласно принципа природосообразности определены Коменским 4 возрастные периоды и 4 ступени образования отвечают 4-м временам года, соответственно - весной, летом, осенью и зимой.

Коменский провозглашает принцип доступности начального образования для всех: “Мы стремимся общего образования в сфере всего человеческого для всех, кто родился человеком“.

Для всех школ Коменский провозглашает принцип единства и преемственности: “При всем различии этих школ мы желаем, чтобы в них преподавали не разный материал, а один и тот же, только разными способами“.

Каждая школа отличная от других своими задачами, содержанием образования и организацией работы.

Материнская школа (дошкольное воспитание детей в семье) призвана прежде всего обеспечить физическое развитие детей, а также даты начала знаний всего того, чего человек должен научиться в течение жизни. На первом месте - физическое воспитание. Но уже в этом возрасте нужно осуществлять и нравственное, эстетическое, трудовое, религиозное воспитание: “Родители не должны откладывать воспитания к обучению своих детей учителями, ведь невозможно кривое дерево, что уже выросло, сделать прямым“.

Коменский подробно описал все стороны дошкольного воспитания в написанном им пособии для родителей “Материнская школа“ - первой в истории такого рода книге.

Школа родного языка является общедоступной. Обучение в ней происходит на родном языке. Заслуга Коменского в том, что он, в отличие от тогдашних начальных школ, где срок обучения ограничивался 2-3 годами, предложил для этой школы 6-летний курс обучения, чем поднял значение начальной школы.

В организации работы школы родного языка Коменский провозглашает принцип связи школы с жизнью. Он расширил содержание образования в этой школе за счет введения реальных предметов: истории, географии, естествознания. “Цель и предел школы родного языка, чтобы дети научились всему тому, что будет им нужно в течение всей жизни“. Важным элементом этой школы является изучение религии.

Целью латинской школы Коменский ставит изучить вместе с четырьмя языками (греческий, латинский, еврейская, родная) всю энциклопедию наук с тем, чтобы дать твердую основу для получения в будущем совершенной учености в любой сфере науки.

Кроме традиционных для тогдашней средней школы “семи свободных искусств“, Коменский, следуя по принципу связи с жизнью, предлагает изучать историю, географию, естествознание, религию. Он хочет, чтобы с латинской школы выходили настоящие моралисты и богословы, предлагает отдельный класс для изучения морали.

Академия завершает и дополняет все науки, а также предусматривает изучение высших предметов образования: богословия, философии, медицины, права.

Академия (как и университет) имеет традиционные факультеты: богословский, юридический, медицинский.



Назад