Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

4.5. Организация обучения. Обоснование классно-урочной системы


Коменский ввел понятие учебного года с разделением его на 4 четверти и каникулы между ними. Педагог требовал, чтобы прием учащихся в школу проходил один раз в год - осенью. В конце учебного года ввел переводные экзамены. Кроме этого ввел различные виды контроля и проверки успеваемости учащихся в обучении: поурочна, ежедневная, еженедельная, четвертная.

Коменский дал ряд указаний об организации учебного дня в школе. Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа (2 часа утром для развития ума и памяти и 2 часа после обеда для развития рук и голоса), а в гимназии - 6 часов.

Одна из крупнейших заслуг Коменского - разработка важнейших вопросов классно-урочной системы обучения и обоснование урока как формы организации обучения в школе.

Возникновение элементов классно-урочной системы (к.у.с.) в XVI-XVII вв. объясняется тем, что индивидуальное и построено на зазубрюванні обучения не соответствовало духу эпохи. Потребность в более эффективной образовании, в которой был кровно заинтересован новый класс - буржуазия, требовала новой формы обучения. Опираясь на опыт обучения, построенного по урочной системой (школы чешских братьев, братские школы Украины и Белоруссии XVI-XVII ст.), а также на собственную практику, Коменский впервые дал теоретическое обоснование к.у.с. обучения. Он подверг резкой критике господствующий в его время школьный режим вообще и индивидуально-групповую форму организации занятий особенно. По старой системе учитель работал индивидуально с каждым учеником, а это значительно ограничивало его возможности. Он мог заниматься одновременно с 7-8 школьниками, которые к тому же еще и изучали одновременно разный материал.

Необходимыми условиями правильной организации учебной работы Коменский считал: 1) класс с неизменным составом учащихся и примерно одинаковым уровнем развития; 2) твердо определенное время занятий; 3) последовательное чередование занятий и перерывов; 4) одновременную работу учителя со всем классом.

Им было предложено создавать в школах для обучения классы - группы с постоянным и стабильным составом учеников примерно одинакового уровня развития. Это давало возможность учителю вести коллективную работу одновременно со всеми учениками, а все ученики на занятии занимались одновременно одним и тем же.

Стремясь охватить обучением как можно большее количество детей, Коменский допускал до 300 учеников в одном классе. При этом класс предлагалось делить на десятки, и с каждым десятком учитель помогали работать декурионы - лучшие ученики, поставленные во главе каждого десятку. В обязанности декуріонів входило: следить за посещением, проверять домашние задания, помогать отстающим, следить за вниманием учащихся во время занятий.

Коменский предложил проводить школьные занятия в твердо определенное время. Во всех классах они должны начинаться одновременно. Ввел уроки, которые чередовались с перерывами. Продолжительность одного урока определялась в 1 час. Каждый час, по его мнению, должна быть частью того времени, выделенный для изучения предмета. Каждый час должна иметь свое конкретное задание. «Класс есть не что иное, как объединение одинаково успевающих учеников для того, чтобы легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относится к учебе с одинаковой тщательностью».

Интересные и важные взгляды Коменского в отношении структурного построения урока. Он различает три части урока: начало - восстановление в памяти учеников пройденного, опросы и создание внимания; продолжение - показ, восприятия, разъяснения; окончание - упражнение, владение, использование.

На каждом уроке надо выделять время для опроса учащихся, для объяснения нового материала и для упражнений по закреплению изученного. Каждый урок должен иметь строго определенную тему и главная задача.

К недостатков в высказываниях Коменского в отношении организации учебной работы надо отнести его предположение, что одного учителя достаточно для какого угодно числа учеников. В других местах своих сочинений он высказывается конкретнее, считая, что один учитель сможет обучать 300 учеников. В этом сказался определенный механицизм Коменского, чрезмерная вера в силу «единого метода».

Элементы для обоснования классно-урочной системы он почерпнул из практики работы братских школ, которые существовали тогда в Украине и Белоруссии. Есть сходство между его трудом “Законы хорошо организованной школы“ и Уставом Львовской братской школы 1586 года.



Назад