Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

4.8. Вопросы воспитания и школьной дисциплины в работах Я.А.Коменського


В работах Коменского есть много указаний относительно различных видов воспитания, но этим проблемам он предоставляет несколько меньше внимания и не разрабатывает их основательно.

Коменский выдвигает целое учение о нравственном воспитании и школьную дисциплину. Это понятно, ведь нравственность входит в трех основных качеств человека, которые составляют ее суть: мудрость, нравственность и благочестие.

Образование - лишь первая ступень на пути к триединой цели воспитания. Она дает мудрость (познание себя и всех вещей). Но “несчастная и образование, которое не переходит в нравственность и благочестие“. “Что золотое кольцо в носу у свиньи, то именно образование у человека, который отворачивается от добродіянь“. Поэтому нравственное воспитание он называет следующим, более высшим этапом подготовки человека к жизни.

Коменский называет 4 кардинальные моральные качества, которые нужно сформировать у человека: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Как разновидность мужества предлагает рассматривать выносливость в труде и благородную щиросердечність.

Если эти качества Коменский называет основными, кардинальными, то в своих трудах он называет целый арсенал разнообразных конкретных моральных качеств, которые нужно формировать у детей.

Моральные качества нужно воплощать юношеству все без исключения, причем начинать делать это как можно младшего возраста.

До основных средств нравственного воспитания относит примеры порядочного жизни родителей, учителей, товарищей (основа нравственности); моральные правила и наставления, взяты из священного писания и высказываний мудрецов; упражнения и приучение; дисциплина.

Школьную дисциплину Коменский рассматривает и как неизменный порядок школьной жизни, обязательный для всех, и как условие для правильной постановки обучения и воспитания, и как систему наказаний, средство воздействия на школьников. “Школа без дисциплины является мельница без воды“.

Во взглядах на пути достижения дисциплины Коменский стоит на гуманистических позициях. Он считает, что “применять дисциплину надо не для того, чтобы наказать, а чтобы тот, кто провинился, не делал плохих поступков“. Делать это нужно так, чтобы сам ученик, который провинился, понял, что наказание назначается ему для его же собственного блага, и “относился к наказанию только как к прописанных врачом горьких лекарств“.

Но, будучи гуманистом, Коменский проявляет непоследовательность в отношении телесных наказаний. Он строго запрещает применять их в качестве наказания за обучение. Коменский выступает против телесных наказаний и по воспитанию, но допускает их как крайние меры в трех случаях:

- за богохульство, за все, что направлено против Бога;

- за упорную непослушание и сознательную неповиновение учителю;

- за чванство, недоброжелательность, отказ помочь товарищу в обучении.

Главным средством дисциплинирование Коменский называет авторитет учителя, который должен быть таким, чтобы ученику было грех его не послушать. Для этого учитель должен всегда идти впереди и вести за собой учеников. К учителю и к учительской профессии Коменский ставит высокие требования.



Назад