Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

5.1. Английский педагогика XVII ст. Педагогическая концепция Дж.Локка


В Англии после Реформации XVI в. было закрыто значительную часть католических монастырей, а с ними и многие приходских школ. Зато открывались новые англиканские приходские школы, которые почти ничем не отличались от старых католических за исключением того, что преподавание в них велось на родном языке. Возникло много сектантских школ, где главной целью ставилось изучения текстов библии, псалмов и молитв. В некоторых городах и селах создавались частные домашние школы, в которых часто малограмотные наставники за определенную плату воспитывали преданных им детей в страхе божьем.

Дети из аристократических семей учились в гимназиях - привилегированных средних школах, где основное внимание обращалось на изучение латинского, реже - греческого языков, иногда штудировали английскую литературу. В наиболее обеспеченных таких школах кроме классических языков много внимания уделяли фехтованию, верховой езде, различным видам физических упражнений.

Англия одной из первых в Европе перешла на рельсы нового общественного строя в результате революции 1648 г. и переворота 1688 г., когда Англия стала конституционной монархией.

Победа революции среди остальных вопросов поставила на повестку дня проблему принципиально нового решения коренных вопросам педагогики, касающиеся, прежде всего, роли, целей, задач и путей воспитания, содержания образования и методов обучения.

Наиболее прогрессивную и новую по своей сути концепцию решения этих вопросов предложил Дж. Локк.

Педагогическая концепция Джона Локка. Дж. Локк (1632-1704 г.) - английский философ, педагог, один из основоположников эмпирической психологии. Родился он в семье адвоката, получил высшее образование в Оксфордском университете, по окончании которого был оставлен преподавателем греческого языка и литературы. Некоторое время находился в эмиграции в Голландии. После переворота 1688 г. Локк возвращается в Англию и остается известным человеком в аристократических кругах тогдашнего общества.

Дж.Локк первым в истории разработал новую, основанную на светских началах, систему воспитания подрастающего поколения. Свои педагогические взгляды изложил в произведениях “Мысли о воспитании“ (1693 г.) и “О воспитании ума“ (опубликована. 1706 г.). Основой для педагогики Локка послужила его философско-психологическая концепция, отраженная в главном философском труде “Опыт о человеческом разуме“ (1689 г.).

Локк разработал философско-психологическую теорию “чистой доски“, которая заключается в отрицании существования в сознании человека “врожденных“ идей и представлений. Психика человека от рождения подобная чистой доски или чистого листа, где еще нет никаких надписей.

Теория “чистой доски“ привела Локка до признания решающей роли воспитания в развитии ребенка. Он указывает, что на 9/10-х люди становятся добрыми или злыми, полезными или не полезными благодаря воспитанию.

Цель и задачи воспитания за Локком является подготовка джентльмена. Джентльмен - это дворянин по происхождению, деловой человек, который умеет разумно и выгодно вести свои дела, имеет хорошую физическую подготовку и отличается “изяществом“ манер поведения в обществе.

Исходя из практики бывшего дворянского воспитания Локк отстаивает домашнее, индивидуальное воспитание детей и категорически выступает против школьного образования, поскольку последняя является отражением общества, которое по своей сути аморальное.

Реализацию своей воспитательной программы Локк предлагает начинать с физического воспитания, которое должно способствовать укреплению здоровья ребенка, его закалке: “здоровый дух в здоровом теле“.

В произведении “Мысли о воспитании“ раскрыто целую систему физического воспитания джентльмена, которая предусматривает ряд интересных и эффективных, а иногда и противоречивых приемов. Локк рекомендует приучать детей к холода и жары, носить простой и свободную одежду, мыть ноги холодной водой и т.д.

Такие позиции Локка относительно физического воспитания не случайные. Ведь, тогдашняя Англия вела активную колониальную политику, и людям, которые завоевывали новые территории, часто приходилось жить в необжитых местах, в тяжелых и непривычных климатических условиях.

Главное место в педагогической концепции Локка принадлежит нравственному воспитанию. Мораль выводит не из религиозного учения, а из интересов отдельной личности, руководствуясь принципом выгоды “все, что приносит личную пользу, является моральным“.

Для джентльмена, по его мнению, самое важное выработать характер и волю. Нравственно воспитанный человек - это тот, которому поступки диктует разум, и которая умеет действовать вопреки своим чувствам и желаниям.

Важнейшими средствами воспитания, за Локком, является не формальное заучивание правил нравственности, а привитие полезных привычек через положительный опыт поведения, а также личный пример воспитателя.

Важное значение как средства воспитания Локк предоставлял ограничениям, которые способствуют выработке дисциплины духа ребенка. Применять это средство надо начинать с малых лет, и прежде всего - путем борьбы с детскими капризами.

Локк выступает за строгое отношение родителей к детям, которое постепенно должно перерасти в дружбу. Первую власть над детьми, по его мнению, нужно, чтобы давали страх и почтительность, а любовь и дружба имеют ее закрепить. Однако, он выступает против авторитаризма и телесных наказаний в воспитании, потому что “рабский дисциплина создает и рабский характер“. Но последние допускает как крайняя мера. В процессе воспитания полезно применять выговор, награду, похвалу.

У детей надо воспитывать гуманное отношение к людям и животным. Главным в этом, как указывает Локк, есть религиозное воспитание. У детей нужно вызвать любовь и уважение к богу как высшего существа. Но он отрицал выполнения религиозных обрядов.

Умственное воспитание по отношению к морального и физического Локк ставит на последнее место. Он считает, что джентльмен может обойтись без большинства тех знаний, которые даются в школе. Цель обучения заключается не в том, чтобы сделать юношу ученым, а в том, чтобы подготовить из него делового человека, сделать его способным ум воспринимать любое знание, если он сам того захочет. За Локком обучение должно иметь практическую направленность, каждый предмет, что изучается, должна приносить определенную пользу.

Локком была предложена программа реальной образования, которая предусматривала необходимую подготовку к “деловых занятий в реальном мире“, к коммерческой деятельности. Он советовал изучать живую речь, вместо мертвых: английский и французский. В число “полезных“ для изучения предметов вошли география, рисование, математика, астрономия, философия, история, право. Сюда же Локк включал стенографию и бухгалтерию, как такие, что дают необходимые знания для промышленности и торговли. Отдавая дань английской традиции, Локк в программу обучения включал верховую езду, танцы и фехтования. Содержание образования, предложенный Локком, гораздо шире, чем было принято в то время.

В сфере умственного развития ребенка Локк обогатил подход к проблеме методов обучения, поставив вопрос о мотивации учебной деятельности. Он предлагает так называемые “мягкие“ методы, ориентированные на естественные интересы и положительные эмоции детей: игровые формы обучения (с буквами), применение книг с рисунками и т.д. Эти методы призваны сделать обучение интересным и увлекательным. Детям необходимо показывать пользу того, что изучается.

Локк не выделяет отдельно трудового воспитания. Но рекомендует, чтобы воспитанник занимался каким ремеслом (столярным, токарным, плотничеством), садоводством, сельским хозяйством или др. Необходимость этого он мотивировал тем, что, во-первых, знания ремесел может понадобиться деловому человеку как предпринимателю, во-вторых, труд на свежем воздухе полезна для здоровья. Труд предупреждает возможность вредного бездействия.



Назад