Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

5.2. Французское просвещение XVIII ст.


Для Европы XVIII в. характерен образовательный абсолютизм, когда в политической идеологии, философии и культуре значительное место занимают идеи просветительства. Просветительство - одна из многих форм борьбы со старыми средневековыми порядками, представители которой считали воспитание и образование главной движущей силой и средством достижения человечеством равенства и свободы. Оно возникло в Англии в XVII в. (Дж.Локк) и в следующем веке нашло широкого распространения в других странах, в частности во Франции (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондільяк, Ламетрі и др.).

Просветители подвергли критике тогдашнее общество, государственный строй, именно понимание природы, религию. Но они выступая против насильственного преобразования существующего общественного строя. Абсолютизируя роль образования и воспитания в обществе, просветители утверждали, что “миром правят суждения“. Через это необходимо убедить весь народ в целесообразности ликвидации старых порядков.

Известным проявлением деятельности французских просветителей было издательство “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел“, который представлял собой возведение всех положительных знаний, освещенных с точки зрения самых передовых для того времени взглядов. Редакторами “Энциклопедии“ Дидро и Д'Аламбер.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1784) - французский философ-просветитель. Свои взгляды выразил в произведениях “О разуме“, “О человеке, его умственные способности и ее воспитание“. Первое произведение был запрещен и сожжен церковью.

Гельвеций отрицал решающую роль наследственности и врожденных идей, доказывал, что воспитание делает человека тем, чем она является. Цель воспитания по Гельвецієм заключается в том, чтобы раскрыть сердце ребенка к гуманности, а разум - для правды, чтобы воспитать патриотов, в сознании которых идея личного добра тесно связана с идеей добра для всех.

По его мнению, все люди имеют одинаковые способности и каждый человек может научиться всему. Но различия людей по умственным развитием, что наблюдаются, является следствием различия в условиях жизни и воспитания. Движущей силой индивидуального развития и деятельности человека есть личный интерес, заинтересованность.

Дени Дидро (1713-1784) - один из известных французских философов. Он вместе с д'аламбером является основателем и редактором знаменитой “Энциклопедии“. Первый его произведение “Философские мысли“ был сожжен по решению правительства, за следующий “Письма о слепых“ Дидро был арестован.

Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании человека, но не считал его таким всемогущим, как Гельвеций. Образование и воспитание смягчают характер человека, разъясняют ее обязанности, уменьшают недостатки, прививают любовь к порядку, справедливости и благотворительности, способствуют развитию хорошего вкуса.

Существующую систему образования он критиковал за ее вербалізм. С большой силой в Дидро прозвучала мысль о связи образования с потребностями жизни. Порывая с традицией веков, он выдвигал в изучении на первый план физико-математические и естественные дисциплины. Над школами не должно быть, по его мнению, ожоги духовенства. Обучение в начальных школах надо сделать обязательным и бесплатным для детей всех слоев населения.

Для отбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Среди необходимых учителю качеств называл глубокое знание предмета, добрая и чуткая душа.



Назад