Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 54. Потешки


Кроме песенной лирики, взрослые в общении с детьми создали целый ряд непісенних жанров. Г.С. Виноградов, один из первых исследователей детского фольклора, объединил эти произведения общим названием «поэзия пения». Подавляющее большинство - это небольшие поэтические произведения, которые приговаривают взрослые, лаская младенец. Но не только. Есть и другие поджанры, которые имеют свое назначение и конкретные функции.

Ближе к колыбельных песен по содержанию и характеру стоят потешки или утішки - небольшие стишки, которые говорят ребенку перед тем, как кладут спать. их назначение - успокоить ребенка, повлиять на ее психическое состояние, чтобы она быстрее заснула. Тексты утішок очень подобны колыбельных, в них фигурируют те же действующие лица, что в песенной лирике, чаще всего - кот, который помогает усыпить ребенка:

Ой ты, коте-рябку, Выгоним овечки,

И вимітай домик. Чтобы по горке не ходили,

А ты, котко серый, Детей малых не будили,

И вимітай сени. Чтобы вовниці не теряли.

А ты, котко-котарю, У нас вовниця дорогая,

И вимітай кошару. У нас ребенок малая.

Часть утішок направлена на то, чтобы успокоить ребенка, когда она плачет:

Тихо, (имя ребенка), не плачь, Идет кошка на мостике,

Кошка принесет калач. Несет калач на хвостике...

 

Специальные примовляння используются во время колыхания ребенка с целью не усыпить ее, а успокоить:

Гойда-да, хлеба нет.

Был буханку - съел барашек,

Была кришинка - съела ребенок...

Отдельный цикл составляют потешки, которыми утешают или забавляют ребенка во время купания:

Купались ластів'ята В любисточку купалы.

И в чару водице, Живую воду наливали,

Чтобы были мы білотілі Чтобы здоровье тело мало,

Да еще и белолицые. Бедствия-горенька не знало...

Здесь нетрудно проследить связь с магией слова.

Наибольшую группу забавок составляют пестушки - коротенькие стишки, которые выполняются в сочетании со своеобразными движениями или упражнениями, которыми взрослый ласкает ребенка, подбадривает, побуждает к определенному виду деятельности и др. Наиболее распространенными являются варианты «Ласочки». Гладя ребенка по рукам, приговаривают:

- Лась, Ласочка, где была? - Чем кусала?

- В лесу. - Зубами.

- Что ела? - Куда клала?

- Орехе. - К маме.

В словесности всех славянских народов есть потешка «Сорока» (или ее разновидности или варианты). Она связана с лаской детской руки:

Сорока-ворона Деткам кашку варила, На пороге студила, Половником мешала, Детишек созвала...

(говоря это, взрослый делает круговые движения пальцем по ладони ребенка, будто мешая кашу):

Идите, дети, по трески, Дам вам каши понемножку;

(говоря, отбивают ритм короткими ударами, а тогда перебирают пальчики ребенка):

Тому дала, Тому дала, тому дала,

А потому не дала, (мізинчик),

потому что он - бездельник: дров не рубил, печи не курил, каши не варил,

деток гулять не водил - пойди прочь.

Полетели - .... (машут руками ребенка, как крыльями).

Детям очень нравятся такие игры, они смеются, пытаются подражать движения взрослых. Подобным есть цикл пестушок, связанный с лаской ноги ребенка. Как правило, это имитация «ковка сапожка»:

Кую, кую сапожок,

Давай, мама (папа и т. д.), молоток,

Не подасиш молотка,

Не підкую сапожка... (При этом ударяют по ноге ребенка пальцем).

Ряд поэтических текстов сопровождают физические упражнения ребенка: разводя руки и ноги ребенка, приговаривают:

Потягусі, потягусі, Росла-росла,

На (имя) пестусі. Чтобы своей мамке

Чтобы (имя) росла, Скорее в помощь стала.

Когда ребенок уже самостоятельно сидит, с ней играют «Ладушки» или «Ладушки». Хлопая ее руками, говорят:

Ладушки, ладушки, ладушки, - Что ели? - Оладьи.

Ой ладушки, ладушки. - 3 чем оладьи? - С медком

- Где были? - У бабушки. И сладким молоком.

Есть тексты, которые используют, обучая ребенка ходить:

Дыбом, дыбом! Ходит котик по лавочке, Водит кису за лапочки: Диб, диб, диб.

Отдельную группу забавок составляют произведения, которые выполняются взрослыми во время подбрасывания ребенка на колене или ноге. Народное название таких произведений - чукикалки (распространен в центральной и Левобережной Украине), происходит от начальных слов многих этих текстов - «Чук-чук», «чуки» (хотя могут быть и другие звукосочетания: «Гоп», «гуцы», «а-и-и», имитирующие езду на лошади):

едет, едет господин, господин,

На коньке сам, сам, а за господином - хлоп, хлоп

На коньке гоп, гоп...

Простота построения таких стишков, звучность привлекательна для слуха новорожденных. Звучание звуконаслідувальних слов, которые сопровождают определенные движения, способствуют языковом и физическому развитию ребенка. Такие упражнения захватывают элементами игры, они возбуждают интерес, развивают эмоциональность, наблюдательность, развлекают, а в то же время ребенок знакомится с окружающим миром, бытом, получает новую информацию о ежедневной жизни человека, в этом проявляется практическое значение забавок для младенцев.

Для детей старшего возраста (3-5 лет) народ создал потешки, которые построены уже не на физических движениях или элементах игры, а интерес ребенка увлекает сам текст. Он достаточно прост, чтобы ребенок мог его понять, однако некоторые его элементы возбуждают любопытство, способствуют развитию воображения или других видов мыслительной деятельности. Это - стихотворные сказки с элементами сюжетности и оповідальності (напр., «Кошка пошла по воду»). Иногда они могут выполняться как песенки на простые мелодии.

Некоторые из забавок имеют форму игры с элементами испытаний. Например:

- В лесу был? - Был.

- Вовка видел? - Видел.

- Боялся? - Нет. (В этот момент сильно дует в лицо или хлопают в ладоши с целью напугать, и, когда ребенок щурится, говорят: «Боялся!» и снова...)

Ребенок пытается доказать, что «не боится».

Игровую форму имеет значительное количество забавок. Интересная игра-забав-лянка о анциборика:

Шел анциборик через попов дворик,

Нос топорик и топорик,

И рисованное сумку с пирожками

- ел бы ты пирожки?

- ел бы.

Тогда берут ребенка за ухо и приговаривают:

- Не ласуйсь, не ласуйсь... Шел анциборик... и т. д.

- ел бы ты пирожки? - Нет.

- Почему такого добра не хотіть, почему такого добра не хотіть?

Значительная часть сказок-забавок имеет форму диалога, что составляет цепь вопросов и ответов, выдержанный в пределах одного логического ряда, через что их можно назвать кумулятивными казочками:

■ Молота избили. Где тії. молота? Черви поточили. Где те черви? Куры поклевали.

■ Где те куры? Коршуны расхватали по рукам. Где те коршуны?

■ Полетели на море. Где это море?

■ Красками заросло.

■ Где эти краски? Порвали Параски. Где те Прасковьи?

■ Вышли замуж.

■ За кого?

■ За панычей.

■ Где тии панычи?

■ Поехали на войну.

Душка моя, душка моя, где ты была? В Бога. Что делала? Хусти стирала. Нечто достала? Кусок сала. Где то сало? Под столом. Чем накрыто? Постолом. Где ты дела? Кошка украла. Где тая кошка? Побежала под печь. Где то подпечья? Вода затопила. Где тая вода? Волы выпили. Где тел волы? Такую форму имеют даже некоторые потешки для самых маленьких; они иногда выполняются под музыкальное сопровождение.

Вторую группу составляют сказки-небылицы, содержание которых строится на остроумно скомпонованных алогізмах и каламбурах. В них рассказывается о том, чего не могло быть на самом деле, а кажется, будто это правда:

Ой, у поле мужик комарами пахал, Комарами пахал, дубиной погонял...

... Ой ты, дядя, Мусію, видел ли ты диковину? Что попова кобыла по городу ходила По городу ходила, поросята водила, Поросята кричат, они кушать хотят, Они есть хотели, и снялись и полетели. И снялись и полетели, в лесочке на дуб сели. В лесочке на дуб сели, все груши поели...

Ребенок учится сопоставлять факты и жизненные явления, и, заметив несоответствие содержания, воспринимает сказочку как комическую. Это ее веселит и развлекает. Конечно, такие игры рассчитаны на старших детей, которые начинают мыслить логически, учатся элементов анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и т. п.

Третья группа сказок-забавок - бесконечные или надоедливые сказочки - крайне короткие стихотворные произведения, где в шутливом тоне говорится о некой несерьезную ли маловероятное событие, которое рассказывается много раз, не прерывая рассказа сказочки. Механизм «бесконечности» создается путем ответа на поставленный в конце произведения вопрос - «Ли говорить снова с конца?», «Хорошая побасенка, или нет?» «Рассказать тебе еще?». Самая распространенная по всей Украине сказочка «Был себе человек Оажка»:

Был себе человек Головня, На нем серая симражка. На голове шапочка, А на штанах заплатка. Хорошая ли моя сказочка?

- Ты говоришь «хорошая», и я говорю «хорошая».

- Был себе человек Головня... и т. д.

Текстов этих сказочек записано немного (несколько десятков), часть из них в виде диалога:

- Мы с тобой шли? - Ты кожух взял?

- Шли. - Взял.

- Кожух нашли? - Аде же он?

- Нашли. - И что?

- Я тебе кожух дал? - И кожух!

- Дал. - И какой?

А мы с тобой шли?...

и в форме бесконечной песенки:

Был себе журавль и журавушка, Или: Купил цыган поросенок,

Наносили сенца полные ясельця. А цыганка волка.

Наша песня хороша, Вот песня ловка, ловка,

Начинаем ее знова. Ловка, и не вся:

Был себе журавль... Купил цыган поросенок...

Как отмечал В. Пропп, основная функция таких произведений отвадить детей, когда они очень настойчиво требуют рассказывать сказку. Поэтому они не обязательно должны заканчиваться вопросом, а могут быть и другие формы:

Говорю сказку И про деда Петруся,

Про бабу Палажку Вот и сказка вся.

Когда ребенок снова просит рассказать сказку, рассказывают ту же забавлянку.

Итак, круг забавок широкое и разнообразное и относительно особенностей исполнение (в зависимости от возраста ребенка), и по тем, сюжетов, персонажей. Однако, поскольку слушателями являются лишь дети, забавлянкам, как и колисковим песням, характерна простота структуры и поэтики. Независимо от формы построения (песенка, сказка, рассказ, диалог), всем им присуще экономное использование художественных средств. Основное внимание сосредоточено на самой изображаемые ситуации или действия, а потому преобладают глагольные формы, слова употребляются в их прямом лексическом значении. Отсутствие тропов компенсируется жестами, интонацией, мимикой, движениями. Наиболее распространенным средством является эпитет (золотые по дковки, маленькие пальчики, серые бычки), иногда в форме прикладки (мышка-шкряботушка, кошка-мура).

Определяющее место, как и в колисанках, занимает звуковое оформление, а потому распространены аллитерации, асонанси, звукоподражания. Все средства подчинены возможностям детского восприятия, когда значение многих слов остается недоступным, а внимание сосредотачивается на общем звучании произведения, - следовательно, имеют суґестивну природу.



Назад