Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

5.4. Проблемы народного образования в период французской революции кон. XVIII ст.


Революция, которая состоялась во Франции в 1789-1793 гг. наложила глубокий отпечаток на все сферы общественной жизни в этой стране. Она также значительно повлиял на теорию и практику воспитания и образования подрастающего поколения.

Проблемам народного образования деятели революции любых политических направлений придавали первостепенное значение. Ведь все они получили идеологическую подготовку и находились под влиянием французского просветительства. Одному из них, а именно Дантону, принадлежит высказывание: “После хлеба самой насущной потребностью народа является образование“.

Деятелями французской революции конца XVIII в. был поставлен ряд новых проблем:

1) впервые развитие широкой народного образования был официально объявленным первоочередной задачей государственного и политического значения;

2) впервые было предоставлено законодательного характера принципам обязательной и бесплатной для всех начального школьного образования;

3) революция показала возможность создания светского народной школы, которая была бы освобождена от контроля со стороны церкви.

В период революции был выдвинут ряд проектов коренного обновления системы образования и воспитания подрастающего поколения (проекты Талейрана, Кондорсе, Лепелетьє, Лавуазье, Бабефа и др.). В этих проектах авторы предлагали народное образование сделать обязанностью государства по отношению ко всем гражданам, чтобы обучение было всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, чтобы образование было равной для молодежи обоих полов, чтобы в школах заменить изучение религии курсу морали и др. В частности, автором одного из проектов - Лавуазье впервые было предложено наряду с общеобразовательными школами создавать профессиональные учебные заведения, так называемые “школы механических и химических ремесел“. В свою очередь, Кондорсе в своем проекте выдвинул идею единой светской школы, в которой все степени взаимосвязаны административно i программно. Именно проект Кондорсе (хотя и со многими изменениями) был утвержденным в Конвенте. Данный проект стал прототипом системы народного образования, которая была принята в России в начале XIX в.

Несмотря на победу сил реакции, французская революция конца XVIII в. оставила в наследство зародыши новой организации школьного дела. Идеи, содержавшиеся в предложенных в годы революции проектах реорганизации образования, оказали мощное влияние на развитие демократической педагогики XIX в. во многих странах мира.



Назад