Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

5.5. Народное образование в странах Западной Европы XVII-XVIII ст. Моніторіальна система Белл-Ланкастера


В XVI - XVII вв. в странах Западной и Центральной Европы начали складываться, с одной стороны, народная школа с обучением на родном языке, а с другой стороны - школы типа классической гимназии, которые занимали господствующее положение в системе народного образования вплоть до XX в.

В течение XVII - XVIII вв. народная школа превратилась в тип учебно-воспитательного учреждения, который предназначался для детей низших слоев общества. Эта школа ограничивалась обучением детей чтению, письму и счету. Основной ее целью было религиозно-нравственное воспитание в духе католицизма или протестантизма.

Основу содержания среднего образования в гимназиях составляли древние языки и литература, преимущественно, латинская, что было одобрено церковью. Такая школа готовила своих учеников или к духовной карьеры, или к чиновничьей службы в бюрократическом аппарате определенного государства.

Во второй половине и в конце XVIII ст., в условиях распространения мануфактуры и фабричного производства, в странах Западной Европы стали появляться “школы учебы“. Они имели целью дать элементарную образование детям рабочих, количество которых была в то время уже большой. Причем старались охватить как можно большее количество детей.

Ярким примером школы обучения является ланкастерські школы (или школы взаимного обучения). Работа этих школ организовывалась на основе Белл-Ланкастерской системы взаимного обучения. При этой системе старшие и более подготовленные ученики (мониторы) становились помощниками учителя и под его руководством проводили занятия с остальными учениками. Свое название она получила по имени английских педагогов А.Белла и Дж.Ланкастера, которые независимо друг от друга выдвинули подобный метод обучения.

Школы взаимного обучения были рассчитаны на массы народа. В одном зале могли собираться до 600-1000 детей. Здесь учили читать религиозные книги, письмо, счет. В этих школах не было классов. Ученики разделены на десятки, учились у своих старших товарищей, которые назывались мониторами. Последние получали инструкцию от педагога чему и как надо учить на следующий день. Книг не было. Учебную работу стимулировали соревнованиями: мониторы оценивали ответ ученика и давали ему команду занять соответствующее место в шеренге.

При взаимном обучении учащиеся быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками чтения, письма и счета, но знания оставались несистематическими и минимальными. Ведь, мониторы не знали гораздо больше других учеников. Поэтому против Белл-Ланкастерской системы выступали противники механического зазубривания, особенно швейцарский педагог Песталоцци и его последователи.



Назад