Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.1. Педагогические взгляды и деятельность Й.Песталоцці


Й.Г.Песталоцці (1746-1827) - выдающийся швейцарский педагог-демократ. Родился в Цюрихе в семье врача. Высшее образование получал в Каролинском коллегиуме. В течение трети века руководил учебно-воспитательными учреждениями, где на основе исследовательской работы осуществлял и развивал свои педагогические идеи. Сначала организовал в своей усадьбе “Нойгоф” “Учреждение для бедных“ (1774-1780 гг.) - один из первых в истории опытный учебно-воспитательное учреждение. С 1798 по 1799 гг. создал и содержал приют для сирот в г. Станц. В период 1800-1804 гг. Песталоцци руководил институтом в Бургдорфе, который представлял собой комплекс средних школ - базу для подготовки учителей. Этот институт в 1804 г. переводит к м. Ивердон и там руководит им до 1825 г. Работу своего заведения поставил на высоком уровне, чем снискал мировую славу.

Свой богатый педагогический опыт Песталоцци теоретически обобщил в произведениях “Лингард и Гертруда“ (1781-1787), “Как Гертруда учит своих детей“ (1801), “Лебединая песня“ (1826) и др. В его работах наблюдается большое влияние Руссо, особенно идея сосредоточения главной внимания на лице питомца в качестве центральной точки всех воспитательных действий.

Образование и воспитание Песталоцци рассматривал как основное средство перестройки общества на разумных и справедливых началах. Он одним из первых среди педагогов обратился к вопросу всенародной общего образования, поскольку главную причину бедствий простых людей видел в их невежестве и неумении рационально вести хозяйство. Направив свои усилия на улучшение жизни крестьян, Песталоцци считал, что воспитание детей должно заключаться в развитии всестороннего способности к труду и “деятельной любви друг к другу“.

Народную школу Песталоцци видел, прежде всего, как трудовую. Подготовку детей к труду он мыслил себе в тесном сочетании с их физическим, нравственным и умственным развитием. Песталоцци выдвинул идею совмещения обучения детей с их производительным трудом, которую реализовал в “Нойгофі“. Однако это сочетание в нем носило механический характер.

Главным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает его утверждение, что моральные, умственные и физические силы человеческой природы (по его терминологии силы сердца, ума и руки) имеют свойство к саморазвитию, к деятельности. Воспитание же призвано помочь саморазвития и направить его в нужном направлении.

Основным в воспитании Песталоцци называет принцип природосообразности. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей надо развивать, вправляючи их в той последовательности, которая соответствует естественному порядку и законам развития ребенка, то есть начинать с самого простого и постепенно подниматься к все более сложного.

Целью воспитания должен быть разностороннее и гармоничное развитие всех природных сил и способностей ребенка.

В поисках общего метода воспитания Песталоцци разработал теорию “элементарной образования“, которая составляет так называемый метод Песталоцци. Опираясь на принцип природосообразности, он выделил три простейшие элементы, из которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Элементарное обучение у него сводится, прежде всего, к умение измерять, считать и владеть языком. Свой элементарный метод Песталоцци распространяет на все стороны воспитания ребенка.

Интеллектуальное воспитание Песталоцци основывает на идеи развивающих целей и задач обучения. Он был первым из педагогов, кто дифференцировал содержательную и развивающую стороны учебного процесса и развил идею развивающего школьного обучения. Придавая большое значение овладению знаниями он считает, что оно должно подчиняться более главном - развития способностей ребенка.

Песталоцци пытается осуществить обучение через разработанную им систему специальных упражнений. Процесс обучения должен строиться на принципе последовательного и полного перехода от части к целому, от простого и легкого к более сложному и труднее. Овладение знаниями необходимо сочетать с развитием у детей умение пользоваться ими.

Позже К.Д.Ушинський назвал идею развивающего обучения “большим открытием Песталоцци“, которое навсегда оставит за ним имя первого народного учителя. Хотя следует отметить, что Песталоцци несколько разграничивает и противопоставляет развитие мышления ребенка и накопления ней знаний.

Стремясь психологізувати обучения, Песталоцци разработал теорию “естественного пути познания“. Он считал, что у ребенка процесс познания начинается с чувственных восприятий, которые после этого перерабатываются сознанием. Следовательно, всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Поэтому важнейшей основой обучения Песталоцци считал наглядность, через которую ребенок путем наблюдения получает правильные представления о мире, развивает мышление и язык. В обосновании этого принципа Песталоцци пошел дальше от Коменского. Он раскрыл роль наглядности в развитии логического мышления ребенка во время обучения и, опираясь на свою теорию познания, дал этом психологическое объяснение.

Исходя из своих загальнодидактичних положений, Песталоцци основал методика начального обучения. Он отверг книжное начальное обучение, которое основывается на запоминании и переповіданні, и требовал, чтобы ребенок с ранних лет сама вела наблюдения и развивала свои способности. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было чрезвычайно важно тогда, когда везде царил буквоскладальний метод. Для обучения детей счету, измерению, усвоению дробей, а также написания элементов букв, Песталоцци использовал квадрат. Эту идею развили его последователи, создав так называемый “арифметический ящик“, который используют в некоторых западных школах и поныне.

Физическое воспитание Песталоцци называет самым первым видом разумного влияния взрослых на ребенка. Его основой является естественное стремление ребенка к движению. Осуществлять физическое воспитание нужно через систему упражнений, которые опираются на самые простые движения, когда ребенок ходит, бегает, ест, пьет, поднимает и т.д. Песталоцци подчеркивает значение физического воспитания не только для развития физических сил и возможностей ребенка, но и для подготовки ее к работе.

В сфере трудового воспитания Песталоцци пришел к мысли о необходимости подчинения детского труда педагогическим требованиям и выдвинул принципиально новое положение: детский труд осуществляет положительное влияние на ребенка лишь при условии, когда ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Рассматривая трудовое воспитание одной из важнейших составляющих своего метода, Песталоцци имел целью создать “Азбуку умений“, которая вмещала физические упражнения в сфере простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать и т.д.

Трудовая элементарное образование, как считает Песталоцци, должна помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Эти его высказывания исторически подготовили возникновения теории политехнического образования.

Религиозно-нравственное воспитание по Песталоцци заключается воспитании гуманных чувств к людям, действенной любви к ним. Большая роль в этом принадлежит семье, особенно важное значение придается родительскому воспитанию. Нравственное воспитание должно совершенствоваться и в школе. Песталоцци настаивал, чтобы моральную поведение детей формировать не нравоучениями, а развитием в них через упражнения и упражнения моральных чувств и склонностей. Простейшим моральным чувством Песталоцци называет инстинктивно возникавшую в младенца любовь к матери. В дальнейшем это чувство осознается ребенком и переносится сначала на отца, сестер, братьев, потом на учителя и школьных товарищей и, наконец, на свой народ, на всех людей.

Песталоцци был одним из первых педагогов, которые обратились к разработке проблемы взаимосвязи семьи и школы в воспитании детей. Разрабатывая теорию “элементарной образования“, Песталоцци предусматривал, чтобы она была простой и доступной для овладения каждой матери. На основе этой теории он разработал задачи, содержание и методика начального обучения и воспитания в семье, которое должно совершенствоваться в школе. Считал, что мать должна с раннего возраста развивать физические силы ребенка, прививать ей трудовые навыки, воспитывать любовь к окружающим людям, вести к познанию окружающего мира.

Предложенный Песталоцци подход к воспитанию и обучению детей имеет індивідуалізуючий характер, что тогда было большой новостью. Он требует от педагога изучения и учета на практике индивидуальности ребенка, предоставление ей не только элементарных сведений, но и розбуджування и скрепления ее духовных сил, морального и общественного ушляхетнювання. Этим Песталоцци переосмыслил социальную роль учителя и дал понять, что для успешного воспитания молодежи нужны профессионально обученные учителя.



Назад