Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.2. Развитие філантропізму и неогуманізму в Германии


Філантропізм (люблю человека) - педагогическая течение, возникшее в конце XVIII в. в Германии под значительным влиянием идей французского просвещения и, прежде всего, идей Руссо. Наиболее яркими представителями этого направления были І.Б.Базедов, Х.Г.Зальцман, І.Г.Кампе, Е.Х.Трапп, Б.Г.Блаше и др. Своей задачей педагоги-філантропісти ставили коренное изменение существующей системы образования и воспитания, которая, по их мнению, не соответствовала тогдашним общественным требованиям, на новую, более прогрессивную.

Педагоги-філантропісти стремились связать школу с жизнью, с природой, сделать обучение радостным, готовить из детей полезных граждан-патриотов, деятельных и любящих жизнь людей. Основным принципом они провозгласили “Природа, школа, жизнь“, а реализовать свои педагогические идеи пытались в создаваемых ими учебно-воспитательных заведениях нового типа - філантропінах. Філантропіни представляли собой своеобразные школы-интернаты, что, как правило, размещались среди роскошной природы.

Основателем філантропізму стал І.Б.Базедов (1724-1790). Им был создан в 1774 г. в г. Дессау (восток Германии) первый філантропін. До этого заведения формально не запрещалось принимать всех детей, но фактически здесь учились в основном дети состоятельных родителей, поскольку за учебу надо было много платить. Курс обучения был построен так, чтобы дать возможность воспитанникам в будущем продолжить обучение в университете.

В філантропіні было три категории воспитанников: академисты - дети знатных родителей, которые готовились к поступлению в университет; педагогісти - будущие учителя и гувернеры; фамулянти, которые были слугами в учеников-богачей, а в будущем в основном становились слугами в аристократических домах. Две последние категории составляли дети бедняков, они содержались за счет благотворительности.

Среди прогрессивных аспектов работы педагогов-філантропістів можно назвать:

1) совершенствование содержания обучения за счет его расширения и введения реальных предметов и новых языков: математика, естествознание, география, история, философия, логика, а также немецкий, французский, английский, испанский языки;

2) в процессе обучения широко применялись учебники и пособия, составленные в духе идей Я.А.Коменського и. -Г.Песталоцці;

3) применение новых прогрессивных методов и форм обучения и воспитания, которые были основаны на принципах наглядности и активности; в учебный процесс вводились элементы исследований; изучение языков строилось на принципах діалогічності, в отличие от распространенного тогда в школах граматико-переводного метода; в начальном обучении использовались элементы игры; широко практиковались ролевые игры, спектакли нравственного содержания, рассказы о послушании и т.д.

4) большое внимание обращалось на физическое развитие и здоровье детей. В філантропінах были распространены экскурсии, прогулки, развлечения, подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения, школьная гимнастика.

5) много делалось для совершенствования трудового воспитания. Детей приучали к ручного труда сельскохозяйственного и ремесленного характера. Они делали игрушки, занимались моделированием. Именно в філантропінах впервые в истории было введено трудовое обучение как учебный предмет (Блаше).

В філантропіні, открытом в 1784 г. вблизи г. Готы учеником Базедова Христианом Зальцманом (1744-1811), было впервые введено идею, на которой формируется современная зарубежная образование: воспитанникам была предоставлена возможность изучать предметы по выбору.

Отличительными чертами філантропінів было внимательное отношение к воспитанникам, стремление учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, мягкая дисциплина, оригинальная система поощрений и наказаний (вкусные блюда на обед, участие в работе педагогических советов, изолированная комната и т.д.).

Педагоги-філантропісти стали основоположниками ряда важных педагогических идей: школьная гимнастика (Гутс-Мутсо), трудовое обучение (Блаше), детская литература (Кампе), педагогическое образование (Трапп) и др.

Близкой к філатропізму по духу была еще одна педагогическая течение конца XVIII ст., которая сформировалась в Германии, - неогуманізм. Характерной чертой неогуманізму было то, что он способствовал возрождению интереса к культуре античного мира.

Благодаря активной деятельности ранних представителей этого течения І.Геснера, І.Ернесті, К.Хейне и др. произошли некоторые изменения в гімназійному обучении. В отличие от классицизма они много внимания уделяли не только изучению древних языков, но и античной истории греческой философии, литературе, римскому праву и др. В учебные планы кроме названных выше включались и реальные предметы, большое внимание уделялось родном языке.

До начала XIX в. характер неогуманізму несколько изменился. Его более поздние представители А.Вольф, В.Гумбольт, І.Гердер и др., считая и дальше греков идеалом, к которому нужно следовать в воспитании, сосредоточили свое внимание на проблеме развития различных способностей человека. Они расширили учебный план гимназии за счет таких предметов, как история и естествознание.

Наиболее ярким представителем неогуманізму был Вильгельм Гумбольт (1767-1835) - выдающийся немецкий филолог и прогрессивный общественный деятель. Некоторое время работал в министерстве внутренних дел Пруссии, где руководил секцией культуры и образования. Он был инициатором открытия Берлинского университета в 1809 году.

Гумбольт сделал много для реформы гимназической образования. Он расширил учебный план классической гимназии, усилил преподавания истории, математики, естествознания. Гумбольт ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях. Он высказал мнение о необходимости создания единой школьной системы.

Неогуманісти, безусловно, сыграли положительную роль в развитии педагогики и школы XVIII - XIX вв. Их заслугой является изменение характера образования, возрождение идеи всестороннего развития человека, организация подготовки учителей в университетах.



Назад