Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.3. Педагогическая система А.Дістервега


А.Дістервег (1790-1866) - выдающийся немецкий педагог-демократ, один из наиболее известных последователей Песталоцци. Родился в немецком городе Зиген в семье чиновника-юриста. Дістервег учился в Герборнському, а затем в Тюбингенском университете, получив там ученую степень доктора философии. В разные времена работал домашним учителем, преподавал в средних школах Вормса, Франкфурта-на-Майне, в период с 1819 по 1847 год был директором учительских семинарий в Мерси и Берлине (преподавал там педагогику, математику, немецкий язык).

Дістервега еще при жизни называли “учителем немецких учителей“. Он стремился к объединению немецкого учительства, в 1848 году был избран председателем “Всеобщей учительского союза“, а позже - от учительства представителем в прусской Палаты депутатов.

С 1827 г. и до смерти Дістервег издавал журнал “Рейнские листки для воспитания и обучения“, где опубликовал свыше 400 статей, а с 1851 г. еще и выпускает журнал “Педагогический ежегодник“. В своих статьях особое внимание уделял проблемам народной школы. Он написал более 20 учебников для учеников, несколько пособий для учителей, среди которых наиболее известным является “Руководство к образованию немецких учителей“ (1835).

Дістервег выступил на защиту идеи общечеловеческого воспитания. У людей нужно воспитывать в единстве любовь ко всему человечеству и к своему народу.

Как и Песталоцци, Дістервег считал, что человеческая природа проявляет себя в задатках. Но, в отличие от своего предшественника, он писал, что этим “задаткам дана лишь возможность к развитию и образования“. Задача воспитания - возбуждать и направлять самодеятельный развитие этих задатков.

Главную цель воспитания он усматривал в гармоничном развитии всех возможных задатков человека для служения истине, красоте и добру“. Достижения этой главной цели, по мнению Дістервега, происходит через самодеятельность.

Дістервег считал, что правильно и разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов: природосообразности, культуровідповідності и самодеятельности.

Принцип природосообразности воспитания рассматривал как главный и объяснял его как необходимость осуществлять воспитание в строгом соответствии с естественного развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип культуровідповідності означает, что природовідповідне воспитания надо согласовывать еще и с конкретными социально-историческими условиями жизни ребенка, с духовной жизнью общества. Ребенка нужно воспитывать для данного времени и в соответствии с условиями жизни данного народа, учитывать всю культуру в широком смысле и, особенно, культуру страны, которая является родиной для ребенка.

Принцип самодеятельности заключается в необходимости развития детской творческой активности, инициативности, что предполагает свободное самоопределение личности, способствует развитию всех задатков ребенка.

Опираясь на эти принципы, Дістервег создал дидактике развивающего обучения, сделав следующий шаг в развитии начатой Песталоцци идеи развивающего обучения.

В своем “Руководстве для образования немецких учителей“ Дістервег сформулировал целую систему дидактических принципов и правил, которые отображают в целом его взгляды на умственную образование школьников.

Главной задачей обучения, за Дістервегом, является развитие умственных сил и способностей детей. Но, отдавая предпочтение формальной образовании над материальной, он не отвергал второй, а тесно их связывал. По его мнению, разрыв формальных и материальных целей обучения ведет к потере смысла последнего. Роль развивающего обучения тем больше, чем младше ребенок, причем начальная преимущество формального образования над материальной с возрастом учеников постепенно теряется.

Дістервег предложил и обосновал развивающий (элементарный) метод обучения, который ориентирован на активность и самостоятельность учащихся. При таком методе учитель ведет занятия в діалогічній форме, когда вопросы задаются как со стороны самого учителя, так и со стороны учащихся. Этот метод учит ребенка свободно мыслить. “Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить“.

Среди дидактических методов, как утверждает Дістервег, добрые те, которые побуждают учащихся к самодеятельности. Но, переоценивая роль беседы при обучении, он недооценивает при этом роль рассказы.

Большое значение в обучении Дістервег предоставлял наглядности, что выражено в сформулированных им правилах идти в обучении от чувственного восприятия к понятий, от единичного к общему, от конкретного к абстрактному. Принцип наглядности тесно связано у него с последовательностью и непрерывностью обучения. Это требование отражено в правилах идти в обучении от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Чтобы знания учащихся были основательными, Дістервег советует чаще обращаться к уже изученному и его повторения. Значительное внимание он уделяет сознательном обучению. Показателем такого обучения является способность учеников ясно и четко излагать суть дела. Поэтому Дістервег ставит высокие требования к языку школьников: “Заставляй ученика больше говорить, чем слушать“.

Успешное обучение, по мнению Дістервега, всегда носит учебный характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю ее личность: ее волю, чувства, поведение.

Методика Дістервега также предусматривает осуществление обучения увлекательным, интересным. Для этого у учеников нужно пробуждать интерес к нему. Все это можно достичь через: 1) разнообразие, 2) энергичность, 3) личность учителя.

В деле обучения и воспитания руководящую и решающую роль отводит учитель. Дістервег популяризировал учительскую профессию и поставил ряд требований к личности учителя:

- в совершенстве знать свой предмет, любить свою профессию и детей;

- быть решительным, энергичным, иметь твердую волю и характер, все время вести детей вперед, не отступая от своих принципов;

- иметь гражданское мужество и свои собственные убеждения;

- никогда не останавливаться - все время работать над собственным образованием;

- быть носителем высоких моральных качеств и всегда быть примером для своих воспитанников: “Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя“.



Назад