Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.4. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта


Й.Ф.Гербарт (1776-1841) - немецкий философ, психолог и педагог. Он был сторонником ассоциативной психологии. Родился в семье чиновника-юриста. Получил университетское образование. Работал на должности профессора в Геттингенском и Кенінгсбергзькому университетах, где читал лекции по философии, психологии и педагогики. Педагогические идеи Гербарта получили развитие в его произведениях “Общая педагогика, выведена из цели воспитания“, “Очерки лекций по педагогике“ и др.

Он считал, что все психическая жизнь человека состоит из “реалов“, основой которых является воображение. Устанавливал ограниченные возможности (“порог“) в умственном развитии человека и познании мира ней, поскольку весь процесс психической деятельности сводил к механическим комбинированных видоизменений воображения.

Герберт выступал за научную самостоятельность педагогики. Он критиковал тех, кто строил педагогику только из опыта, а также и тех, кто выводил ее из философских систем. Считая, что для успешной педагогической работы необходимо предварительно овладеть педагогической теорией, Гербарт разработал систему педагогической науки на основе психологии и этики.

В деле воспитания Гербарт ставит перед школой цели: возможны - подготовка будущих взрослых людей в области определенной специальности, и необходимы - подготовка их к работе в любой области деятельности. В целом надо стремиться к воспитанию “порядочного“ человека.

Общая цель воспитания, за Гербартом, должна заключаться в достижении гармонии свободы с этическими идеями и в развитии многостороннего интереса. Процесс воспитания он делит на три составляющие: управление детьми, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

Систему управления детьми Гербарт ґрунтував на собственной идеи о том, что ребенку естественно присуща “дикая шаловливость“, поэтому она нарушает установленные в школе порядки, проявляет недисциплинированность. Чтобы обеспечить воспитание и обучение, надо обуздать эту “дикость“. Гербарт предлагал в системе управления такие средства, как угроза, надзор, приказ, запрет, физические наказания, как вспомогательные средства - авторитет и любовь воспитателя.

Гербарт выдвинул идею воспитывающего обучения. Процесс воспитывающего обучения ґрунтував на развитии шести видов многостороннего интереса: эмпирический (к окружающему миру), спекулятивный (к познанию вещей и явлений), эстетический (к прекрасному), симпатичная (до близких), социальный (до всех людей), религиозный (к служению “высшем духу“). Первые три вида интереса должны удовлетворяться изучением предметов естественно-математического цикла, а другие три - гуманитарных дисциплин.

Во второй пол. XIX в. было популярным учение Гербарта об четыре ступени обучения: выразительность, ассоциация, система, метод. Эти ступени должны иметь место на каждом уроке независимо от его содержания и возраста учащихся. На первой ступени (выразительность) осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с широким использованием наглядности; на втором степени (ассоциация) в процессе свободной беседы происходит установление связей новых представлений с предварительным; третья степень (система) характеризуется связным изложением нового материала с выделением основных положений, с выводом правил и формулировкой законов; на четвертом степени (метод) у учащихся в процессе выполнения упражнений вырабатывается навык использования приобретенных знаний на практике.

Гербарт разработал теорию видов обучения: описательного (выявить опыт ученика и расширить его через наглядность, рассказ и заучивание материала), аналитического (распределение материала на составные части и предоставления воображении учащихся определенной системы), синтетического (обобщение уже известного материала, сведения его до системы).

Ставя превыше всего развитие представлений и формального мышления у учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане изучению древних языков и математики, которые, по его мнению, лучше всего дисциплинирует ум. Меньшее значение придавал предметам естественнонаучного цикла. Он считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, поэтому ребенку ближе и понятней жизни древних народов, чем современников. В связи с этим предлагал до 14 лет изучать прежде всего язык, литературу и историю античного мира, математику и географию.

Система нравственного воспитания детей в Гербарта базируется на пяти моральных идеях: идея внутренней свободы (устранение “внутреннего расстройства“), идея совершенствования (сочетание силы и энергии воли и обеспечения “внутренней гармонии“), идея приязни (согласования воли одного человека с волей других), идея права (развязывания конфликтов между волей людей), идея справедливости (определение награды или наказания том, кто этого заслужил). Чтобы нравственное воспитание дало желаемые последствия, Гербарт предлагает применять средства управления детьми.

Педагогические идеи Гербарта имели значительное влияние на развитие педагогики, они распространились во второй пол. XIX - нач. XX в. по всех странах Западной Европы. Гербарт имел много последователей, которые развили и оформили его идеи в отдельный педагогическое направление - гербертіанство.



Назад