Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.5. Педагогические взгляды и деятельность социалистов-утопистов Р.Оуена и Ш.Фур'є


Р.Оуен (1771-1858) родился в Англии в семье ремесленника. Знания получал самообразованием и стал высокообразованным человеком своего времени. 20-летним юношей он начал руководить текстильной фабрикой в Манчестере, а несколько позже стал совладельцем хлопкопрядильной фабрики в Нью-Ленарку (Шотландия), где показал себя великим филантропом. Систематическое изложение своих педагогических взглядов он впервые представил в работе “Новый взгляд на общество, или опыт о принцип создания человеческого характера“ (1813) и других своих произведениях.

Исходя из того, что человек есть продукт среды, Оуэн сделал вывод, что во всех общественных недостатках виновато социальную среду. Существующий порядок необходимо заменить умным обществом, которое бы соответствовало природе человека, его стремлению к счастью. Основной путь для этого он видел в мирной пропаганде и в образовании людей.

В системе взглядов Оуэна педагогические идеи занимают важное место. Начав с планом ликвидации безработицы и разных бед трудового народа, он пришел к выводу, что правильно поставленный воспитания является ключом к решению всех социальных проблем.

Реализацию своих стремлений Оуэн начал с филантропических преобразований в Нью-Ленарку. Здесь он улучшил условия труда и быта рабочих, сократил рабочий день до 10,5 часов, повысил заработную плату. До 10-летнего возраста он вообще запретил труд детей.

Оуэн выступил с предложением, по которой все работающие дети должны учиться в школах. В Нью-Ленарку он создал “Новый институт для формирования характера“ - систему из четырех образовательно-воспитательных заведений, куда входили: “школа для маленьких детей в возрасте 1-6 лет (здесь были детские ясли, детский сад, детская площадка для игр); дневная начальная школа для детей от 6 до 10 лет; вечерняя школа для подростков и молодежи 10-17 лет, которые работали на фабрике; для рабочих и их семей проводились вечерние лекции, беседы и культурные развлечения.

Пропагандируя идею гармоничного развития, Оуэн заботился в своих заведениях о физическое, эстетическое, нравственное, трудовое, умственное воспитание детей и молодежи.

Заслугой Оуэна было то, что он впервые в мире создал на практике дошкольные детские учреждения (ясли, садик). Здесь наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и т.п.).

Им также было впервые создано начальную школу с расширенной образовательной программой, куда входили чтение, письмо, грамматика, английский язык, арифметика, география, природоведение, история. В области умственного образования Оуэн стремился, чтобы дети получали знания, которые не противоречат здравому смыслу, согласованные с действительными фактами.

Оуэн много работал над решением проблемы о сочетание обучения детей с их производительным трудом. Необходимость связи теоретических занятий с трудовыми занятиями он видел не только для улучшения способов производства, но и для совершенствования человеческой личности. Эту идею он частично применил в практике работы вечерней школы для работающих подростков.

Более полно последнюю идею Оуэн реализовал в организованной им первой коммунистической трудовой коммуне “Новая гармония“ (США, 1825). Коммуна была построена на принципе равенства людей в жизни и труда. В конституции коммуны главной задачей ставилось предоставить право всем ее членам получить физическое, умственное и нравственное воспитание.

Школа в “Новой гармонии“ воплощала основные принципы нью-ленарської системы обучения и воспитания. Но она имела и новые черты. Дневная школа для детей в возрасте 5-12 лет имела два отдела: общеобразовательной и индустриальный, которые вместе составляли единое целое. Стремясь дать детям широкое образование и всестороннее воспитание, эта школа осуществляла кроме всего прочего трудовое воспитание учащихся. Кроме обучения в обоих отделах, дети занимались практической работой в мастерских, сада, поле. В промышленном отделе ученики осваивали определенным ремеслом.

Ш.Фур'є (1772-1837) - французский социалист-утопист, сын крупного торговца. Получил семейное воспитание, потом учился в Лионе. С 1815 года занимался литературной деятельностью. Он был талантливым “самоуком“, увлекался различными философскими теориями.

В своих произведениях Фурье дал острую критику существующего тогда строя и разработал план идеального общества - “гармонии“. Свои педагогические взгляды он изложил в сочинении “О воспитания при строе гармонии“ и других произведениях.

Фурье критиковал современную ему систему воспитания, которая создавалась на насилии и наказаниях, которая не учитывала интересов и склонностей детей и которая не дает физического и трудового воспитания. В своей “гармонии“ он наметил новую систему воспитания. По его мнению, воспитание должно быть всеобщим и бесплатным, должно дать детям навыки индустриальной труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить детей к общественной жизни.

План Фурье предусматривал многогранную организацию всей жизни подрастающего поколения, начиная от рождения до зрелости. Причем большая роль отводилась самодеятельным детским объединениям, которые были разные по своим общественно полезными функциями. Недостатком воспитательной системы Фурье является полное подчинение воспитательных и учебных задач требованиям производства.



Назад