Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.6. Педагогическое учение Фридриха Фребеля


Ф.Фребель (1782-1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Родился он в Тюрингии в семье пастора. Начальное образование получил дома, потом у брата матери. 15-летним юношей был отдан на три года до лесника, у которого изучал разнообразные произведения по естествознанию и математике. Затем посещал лекции в Иенском университете.

В 1805 г. Фребель работал в Песталоцци в Ивердоне и находился под сильным влиянием его педагогических идей. Позже Фребель сам делал попытки организовать школы по системе Песталоцци, хотя они закончились неудачно. Неудачи заставили его уехать в Швейцарию, где он продолжал свою работу. В 1836 г. Фребель вернулся в Тюрингию.

В 1837 г. Фребель открыл в Тюрингии “Заведение для игр и занятий детей младшего школьного возраста“, на основе работы которого он разработал свою систему дошкольного воспитания. Данная система получила большую популярность и впоследствии распространилась по разным странам мира.

Фребель выходил из природных особенностей детей младшего возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию и т.п.). Он считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении с другими детьми необходимо организовать занятия в обществе ее ровесников, которому дал в 1840 г. поэтическое название “детский сад“. Основная цель детского сада - способствовать развитию природных особенностей ребенка: ребенок - растение, которое развивается (отсюда и название заведения).

Фребель пропагандировал создание детских садов, готовил для них воспитательниц. Он разработал своеобразную методику работы детских садов, положив в основу развитие органов чувств, движения и речи детей путем игр, систематических упражнений.

Фребель подчеркивал большое воспитательное и образовательное значение игры в процессе дошкольного воспитания детей, хоть он и слишком регламентировал деятельность детей, ограничивая их свободное творчество.



Назад