Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

6.7. Прогрессивная педагогика России в XIX - нач. XX ст. (Л.Толстой, П.Лесгафт, С.Шацький)


Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - выдающийся русский писатель, педагог. Родился в семье графа в усадьбе “Ясная Поляна“, учился в Казанском университете. Толстой был глубоко верующим человеком. Выступая против революционного переустрою общества, он мечтал о мирном самосовершенствования людей.

Толстой был выразителем интересов патриархального крестьянства. Теоретическими и практическими проблемами воспитания крестьянских детей Толстой занимался на протяжении всей своей жизни. Педагогические взгляды отразил в своих статьях “Общий очерк характера Яснополянской школы 1862 г.“, “О народном образовании“, “О методах обучения грамоте“, “Проект общего плана организации народных училищ“, “О воспитании“ и др.

Становление его педагогических взглядов прошло несколько отличных друг от друга этапов. Сначала Толстой выступал с филантропических позиций (благодеяние), чтобы “Марфутку и Тараску научить хоть немного потому, что сами знаем“. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне на собственные средства школу для детей крепостных крестьян, где пытался научить их элементам грамоты, счета и закону божьему.

В период 1860-1861 гг. Толстой побывал за рубежом (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия, Бельгия) с целью изучения зарубежного педагогического опыта. Вернувшись из заграницы, он в 1861 г. возобновил работу Яснополянской школы.

Для освещения опыта работы этой школы, а также своих педагогических взглядов, Толстой выдает на протяжении 1862 г. журнал “Ясная Поляна“. В журнале печатались также произведения детей, на его страницах проводились конкурсы детских сказок.

В этот период Толстой стал на позиции идеи свободного воспитания, взяв за основной педагогический критерий свободу ребенка.

Толстой идеализирует природу ребенка. “Школьники люди, хоть и маленькие, но люди“.

В центр внимания Толстой не ставит цели и задачи школы, а личность ребенка и удовольствие во всем ее интересов. Этим надо руководствоваться при выборе метода обучения, который должен быть направлен на развитие активности, самостоятельности и способностей ребенка.

На этих же принципах реорганизовал Яснополянскую школу, работу которой описал в статье “Общий очерк характера Яснополянской школы 1862 г.“

В Яснополянской школе обучалось 40-50 детей ежегодно. В день проводилось 5-6 занятий - утренние и после обеда. Занятия строились на основе свободных бесед учителя и учеников. Содержание обучения определялся интересами детей. Изучали 12 предметов: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, история (священная и русский), рисование, черчение, пение, математика, природознаство, закон божий. Сам Толстой преподавал математику и историю.

Школа была бесплатной. Было введено свободное посещение школы, отсутствуют домашние задания. Не было определенного плана и расписания занятий. План состоял на неделю, хоть редко выполнялся.

Работа Яснополянской школы стала широко известной. Это вызвало сопротивление со стороны местных помещиков. В 1862 г. после обыска школы, который сделали жандармы во время отсутствия Толстого, он в знак протеста ее закрыл и на долгое время оставил педагогическую деятельность.

В 70-х годах Толстой снова возвращается к педагогической деятельности. В настоящее время он занимается прежде всего методической работой. В 1871 г. снова открыл школу в Ясной Поляне, где вместе с женой учил крестьянских детей. Здесь учились и его дети.

Он издал в 1872 г. “Азбуку“, впоследствии усовершенствовал ее и в 1875 г. издал “Новую азбуку“. Последняя была очень популярной, выдержала до конца XIX в. 30 изданий. В этом же 1875 г. он издал четыре Книги для чтения“, куда поместил свои прекрасные рассказы для детей.

Толстой пытается доказать преимущества буквоскладального метода обучения грамоте. Это он делал, в частности, в статье “О народном образовании“ (1874 г.).

В середине 70-х годов Толстой отходит от педагогической деятельности и возвращается к ней в конце своей жизни. В последние годы жизни он переосмысливает свои взгляды, где на первый план выступают проблемы религиозного воспитания. Выступает в это время с религиозно-философских позиций непротивления злу насилием. Воспитание считал “большим делом“. “Это дело важнейшая в мире, потому что все то, чего мы желаем, может осуществиться только в следующих поколениях“ (“О воспитании“, 1909 г.).

Если раньше Толстой разделял обучения и воспитания, то теперь пришел к выводу, что они неразделимы. Он писал, что невозможно воспитывать, не передавая знаний, будь-какое же знание действует воспитывающее. Предыдущую свою школу называл “пустяшным делом“.

Толстой высоко ценил наглядность в обучении, призвал изучать предметы и явления в природных условиях. В учеников надо развивать наблюдательность, для этого проводить экскурсии в поле, в лес, где дети могут наблюдать за жизнью животных и растений.

Для развития творчества детей Толстой предлагает самостоятельные работы, например написания сочинений на разные темы. В своей деятельности он использовал написания учащимися коллективного произведения, составление ими сказок и т.д. В Яснополянской школе ученики проводили опыты и эксперименты с естествознания.

Толстой считал, что нет универсального метода обучения. При подборе метода учитель должен руководствоваться интересами детей. Школа, по мнению Толстого, должна быть педагогической лабораторией, где учитель должен проявлять творчество и сам искать лучших методов. Среди методов обучения большое значение придавал живому слову учителя. Он разрабатывал методику школьной беседы, рассказы.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) - выдающийся ученый в области анатомии и физиологии, врач, основоположник системы физического воспитания в России.

Окончил 1861 года Медико-хирургическую академию в Петербурге. В 1893 г. на средства своего ученика Лесгафт открыл биологическую лабораторию с музеем и печатным органом “Известия“ (в 1918 г. эта лаборатория была реорганизована в Природно-научный институт им. П.Ф.Лесгафта). При лаборатории в 1896 г. им были открыты Высшие курсы воспитательниц и руководителей физического воспитания, превращены в 1905 гг. в Высшую Свободную школу. На базе этого заведения в советский период был создан Ленинградский институт физического образования (теперь институт физкультуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта).

Лесгафт принимал активное участие в открытии в центральных и провинциальных городах детских площадок, зимних и летних колоний для детей дошкольного возраста, в создании спортивных залов и комнат гимнастике в учебных заведениях.

Среди многих научных трудов Лесгафта часть посвящена педагогическим проблемам: “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста“, “Об игры и физическое воспитание в школах“, “Семейное воспитание ребенка и его значение“ и др.

По мнению Лесгафта, воспитание вместе с социальной средой играет решающую роль в формировании ребенка. Выступал против теории наследственности.

Цель образования и воспитания, за Лесгафтом, должна заключаться в обеспечении гармоничного развития человека (физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание).

Лесгафт критиковал старую школу и выступал за создание новой, которая дает научную, связанную с жизнью образование. Задача общеобразовательной школы, как он указывал, - способствовать развитию мыслящих и сознательно действующих людей.

Особенно ценной является разработанная им система физического воспитания. Физическое воспитание детей и молодежи понимал достаточно широко - как физическое образование и культуру. В нем Лесгафт видел неотъемлемую составляющую всестороннего развития человека, что находится в тесной связи с умственным и нравственным развитием.

Система физических упражнений должна быть естественной и охватывать все группы суставов и мышц. Он требовал учитывать в процессе физического воспитания анатомо-физиологические и психологические особенности детей. Много сделал для разработки теоретических вопросов анатомии и физиологии человека и применение их в физическом воспитании (архитектоника костей и их взаимосвязь, развитие суставов, значение нервной системы и др.).

Лесгафт уделял значительное внимание проблемам семейного воспитания детей. В семье, по его мнению, следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ней право на свободную разумную деятельность. Он указал на основные принципы семейного воспитания: соблюдение детьми правил гигиены, сочетание слова и дела в поведении детей и взрослых, разумная организация детских игр, правильные взаимоотношения между отцом и матерью, между родителями и детьми и др.

Большое значение Лесгафт предоставлял развития женского образования. Он требовал широкой научной образования для женщин, их всестороннего развития. Указывал, что это нужно, прежде всего, женщине-матери.

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - родился в Смоленске. Получил разностороннее образование: математический, медицинский, биологический факультеты Московского университета, консерватория, сельскохозяйственный институт.

В период 1905-1913 гг. Шацкий вместе с другими педагогами создавал летние детские колонии вблизи Москвы, в Калужской губернии, где проводил интересные педагогические эксперименты.

В 1919 г. он создал по поручению Наркомпроса Советской России Первую опытную станцию по народного образования, которая объединяла ряд дошкольных учреждений и школ в Москве и трудовую колонию “Бодрая жизнь“ в Калужской губернии. В 1932 г. начал руководить Центральной педагогической лабораторией Наркомпроса. Он также был ректором Московской консерватории.

Шацкий написал много педагогических трудов: “Мои педагогические пути“, “Бодрая жизнь“ и др.

Он считается основателем детских клубов - новой формы работы с детьми и подростками, которая направлена на удовлетворение детских запросов и на развитие инициативы и самодеятельности детей (современным языком - клубы по интересам).

Шацкий стоял на позиции, что воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности. Детская жизнедеятельность, по его мнению, состоит из следующих элементов: физический труд; деловое самоуправления (социальная деятельность); искусство (питает эстетические чувства); игра; умственная деятельность; здравоохранение (самосохранения). Считал, что сочетание всех видов деятельности определяет полноту детской жизни, обеспечивает всестороннее развитие детей.

В своих произведениях Шацкий развивал проблему рационализации процесса обучения, разумного использования каждой минуты урока. Он требовал так строить уроки, чтобы все дети были активны, работали, привчались к самостоятельной работы. Самостоятельную работу учащихся на уроке по заданиям учителя называл одним из важных средств рационализации учебных занятий.

Приобретение знаний, по мнению Шацкого, должно сочетаться с овладением умением работать. В связи с этим он разрабатывал проблему развития исследовательских навыков у детей. Обратив внимание на наличие у детей стремление к исследованию (дети настойчиво изучают все предметы, которые им попадаются на глаза), он исследовал последовательность этапов такого исследования в учеников.

Шацкий стал одним из первых исследователей педагогики детского сообщества (“коллектива“). Он нашел ряд закономерностей формирования детского коллектива: наличие самоуправления и четкое распределение обязанностей; организация полезной деятельности в условиях взаимной помощи и контроля; шефство старших над младшими, общественное мнение, формированию обычаев, движение коллектива вперед. Большое значение придавал вопросом самоуправления. Он стремился к тому, чтобы максимальное количество детей принимала участие в различных формах управления делами детского коллектива (например, обсуждение вопросов на собрании воспитанников).

Развивая идею трудовой школы, Шацкий по-новому высказывал основные целевые установки трудового воспитания школьников и сделал основной акцент на социально-воспитательной роли труда школьников. Школа должна вводить детей в посильное участие в трудовой деятельности взрослых людей. Он формулирует требования к детского труда. Она должна быть разнообразной, продуктивной, связанной с трудом взрослых; систематической и посильной при периодической смене ее видов; иметь эмоциональную окраску с тем, чтобы доставлять удовольствие; чтобы каждый ученик осознавал значимость своего труда для народа.

Шацкий считал, что на формирование личности влияет не только школа, но и среду. Поэтому, по его мнению, необходимо изучать окружающую среду (через изучение детей и продуктов их деятельности, ознакомление с семьями, окружающими людьми, учреждениями, использование специальных психологических и других исследований). С другой стороны, школа должна проводить работу с окружающей средой, чтобы поддерживать его положительные влияния и бороться с негативными.



Назад