Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.1. Новые тенденции в педагогической теории и практике зарубежных стран в кон. XIX - нач. XX ст.


К концу XIX в. в ведущих западноевропейских странах со всей остротой оказалась несоответствие традиционной педагогики и новых общественно-экономических условиях. Необходимы были новые подходы к теории и практики образовательной и воспитательной дела. Эти подходы оговаривались, прежде всего, стремительным развитием производства, вызванного прогрессом науки и техники.

Перед школой ставятся новые требования. Для предприятий, оснащенных новейшей техникой, нужны были рабочие нового типа. Прогресс науки и техники с его тенденцией “одухотворение машинного труда“ требовал от работников высокого уровня знаний. В производстве увеличивается спрос на всесторонне развитого, самостоятельного, инициативного, мыслящего и изобретательного работника.

Традиционная же школа, которая по своей сути была школой учение, ориентировалась на воспитание послушных и исполнительных работников. Общеобразовательные знания, которые давались такой школой, были крайне ограниченными и догматиками. Методы обучения и воспитания не способствовали развитию у детей активности, самостоятельности мышления. Школа не выполняла задач подготовки школьников к жизни хотя бы в виде простого ознакомления с различными видами трудовой деятельности людей и показа практического применения полученных в школе знаний, умений и навыков.

На рубеже XIX-XX в. школа в ведущих странах Запада переживает кардинальные изменения. Этот период можно назвать периодом школьных реформ.

Уже со второй половины XIX в. школа и народное образование начинают считаться делом государственной важности. В настоящее время идет процесс становления государственных систем общего образования. Резко увеличивается количество школ и учащихся. Школы, и в первую очередь начальные, становятся государственными и бесплатными.

В ряде стран вводится обязательное обучение (Германия - 1751; Франция - 1879-1881; Англия - 1870; США в разных штатах по-разному начиная с 1870; Япония - 1872). С конца XIX в. обучение в школах в большинстве развитых зарубежных стран становится общим для мальчиков и девочек.

Несоответствие в ведущих государствах традиционной постановке школьного дела уровню их экономического и общественного развития, а также дестабилизация западного общества через нарастающую под влиянием марксистских идей классовую борьбу и усиление в ответ на это реакционных тенденций в идеологии и государственной политике западных стран, вызвали острую критику традиционных педагогических концепций.

В качестве альтернативы традиционализма в педагогике появляются новые реформаторские идеи (свободное воспитание, трудовая школа, экспериментальная педагогика, педагогика прагматизма и т.д.).

Основные черты реформаторской педагогики. Педагогика поворачивается лицом к ребенку, повышается внимание к его личности. На смену активном учителю и пассивном ученику приходят активный ученик и учитель-консультант.

Характерным моментом для педагогов-реформаторов было осознание ими необходимости учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности детей.

Повышается социальная функция теории воспитания. Воспитательная проблематика выдвигается на передний план и отмежевывается в самостоятельный комплекс вопросов. От школы требовалось усилить воспитательную функцию.

По-новому относятся вопросы дидактики. Все педагоги-реформаторы были единодушны в том, что школа не только и не столько должна сообщать знания, сколько беспокоиться о общее развитие детей, о выработке у них умение наблюдать факты и делать обобщения, самостоятельно приобретать знания. В содержании обучения было совмещено теории формального и материального образования.

Получили новую трактовку методы обучения. Ранее они рассматривались как средства передачи знаний или совокупность форм и приемов преподавания. Новые же дидактические концепции объясняли их как путь ученика к знаниям через работу собственного мнения. На смену пассивным предлагались активные методы обучения.

Новые педагогические выводы и положения находят экспериментальную проверку.

Большинство педагогов, которые искали пути реформы содержания, организации и методов обучения в школе, относились к сторонников сочетание умственного труда с ручной (столярное, слесарное дело, работа с картоном и пластилином и т.д.) Но вопрос о сочетание производственной труда с обучением как средство подготовки к трудовой деятельности практически не ставился.

Благодаря педагогам-реформаторам появляются ряд новых отраслей педагогических знаний: сравнительная педагогика, педологія, социальная педагогика, характерологія, педагогика воспитания, профориентация и др.



Назад