Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.2.1. Педагогика “свободного воспитания“


“Педагогика свободного воспитания“ - одна из наиболее общих концепций реформаторской педагогики. Элементы этой концепции проникают практически во все другие педагогические направления.

Своим идейным источником ее представители считают идеи Руссо и Дістервега о природосоответствие воспитания. Своеобразным девизом “педагогики свободного воспитания“ стал немецкий высказывание “Все для ребенка, что вокруг ребенка“. Кредо этого направления пояснил американский педагог и философ Д.Дьюї: “Происходит смещение центров притяжения. Ребенок становится солнцем, вокруг которого вращается воспитания.“

Яркими представителями “свободного воспитания“ является Г.Шаррельман, М.монтессори. Основателем этого направления в педагогике стала шведская писательница и педагог Е.Кей.

В целом представители “свободного воспитания“ выступали за ломку педагогических традиций, которые ограничивали свободу и инициативу ребенка. Вместо этого они предлагали создавать для детей такие условия, которые бы давали им пищу для самовоспитания. Основным недостатком этого направления является чрезмерный педоцентризм.

Еленн Кей (1849-1926) - шведская писательница и педагог, которая выдвинула идею самообучения и самовоспитания детей. По ее мнению, детей не надо воспитывать специально, а дать им возможность спокойно и постепенно воспитываться и развивать свои способности самим. А воспитатель должен помогать этому, не навязывая своих мнений и требований. В основу обучения и воспитания необходимо класть только интересы ребенка, его самостоятельность.

Генрих Шаррельман (1871-1940) - немецкий педагог, который поставил перед школой задачу развивать в каждом ребенке его творческие силы, давать выход детской фантазии через самостоятельное развитие. В обучении ведущую роль отводил “переживанием“ детей, накоплению ими личного опыта.

Мария Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог и врач, первая в Италии женщина-ученый. Она занимала должность профессора антропологии и гигиены в Высшей женской школе и в Римском университете, работала в психиатрической клинике с умственно отсталыми детьми.

Монтессори считала, что ребенок является активным существом и по своей природе способна к самостоятельному развитию и обучению. Задача же воспитание - создать такое окружение, которое бы давало детям необходимую “пищу“ для самовоспитания. В основу свободного воспитания она ставит принцип свободы, противопоставляя ему существующую в современных школах систему угроз.

Монтессори ставит требование изучения сущности ребенка, которую нужно воспитывать. Она впервые в истории педагогики ввела в практику школ систематические антропологические обследования детей. Школы, по ее мнению, должны быть лабораториями, где изучается психическая деятельность детей.

Провозгласив принципы самовоспитания и самообучения, Монтессори стремилась реализовать их на практике, создавая школы по своей системе.



Назад