Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.2.2. Экспериментальная педагогика. Педологія


На рубеже XIX - XX вв. в ряде европейских стран (Германия, Англия, Франция и др.) и в США создаются лаборатории - специальные центры психологических и педагогических исследований. Появлением таких центров ознаменовалось возникновения нового направления - экспериментальной педагогики.

Сначала исследования посвящались детской психологии, а постепенно они витіснялись опытным изучением собственно педагогических проблем. В Германии такими экспериментами занялись В.А.Лай, Е.Мейман, во Франции - А.Біне, в США - Е.Торндайк.

Экспериментаторы ставили своей задачей с помощью экспериментов найти новые методы изучения ребенка и научно обосновать процесс обучения и воспитания.

Основатель экспериментальной педагогики и психологии во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории А.Біне свое время писал, что экспериментальные исследования позволяют выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из этой психологии с математической точностью вывести воспитание, которое должна получить именно этот ребенок.

Немецкий педагог и психолог Эрнст Мейман (1862-1915) в сочинении “Лекции по экспериментальной педагогике“, объясняя причины возникновения этого направления в педагогике, утверждал, что вся предыдущая педагогика имела абстрактный и нормативный характер и в ней не было самого главного - научного обоснования процесса обучения и воспитания. Для разносторонней работы с ребенком Е.Мейман указывал на необходимость целостного синтезированного знания о ней и о способах ее подготовки к жизни. Такое знание, как он утверждал, возможно получить синтезировав данные ряда наук о человеке: анатомии, физиологии, психологии, патопсихологии и др.

В своих исследованиях Е.Мейман определил основные условия педагогического эксперимента: относительно возможностей вызова по своему желанию процессов, которые подлежат исследованию; относительно произвольного изменения процессов исследований в соответствии с намерений экспериментатора; о необходимости в эксперименте учитывать количественные изменения процессов, поскольку это дает возможность точно сравнивать явления с помощью чисел и способствует количественному анализу.

На базе экспериментальной педагогики, как ее направление, в кон. XIX в. в США возникла педологія - наука, которая опиралась на признание фаталістичної предопределенности биологических и социальных факторов, влияние которых считался как нечто неизменное. Ее основоположником считают американского психолога Е.Торндайка, который основал первую педологічну лабораторию. Главным способом изучения детей для педологів выступали тестовые испытания на определение коэффициента умственной одаренности” - коэффициента интеллекта IQ (Ай-Кью). Этот коэффициент ввел австрийский психолог Уильям Штерн и характеризует отношение умственного возраста человека к ее хронологического возраста. В свою очередь французский психолог Альфред Бине разработал метрическую шкалу, по которой в экспериментальных условиях оценивался умственный возраст.

Заслугой педагогов-экспериментаторов является то, что они пытались найти эффективные методы и средства обучения учащихся, найти закономерности их физического и умственного развития на разных возрастных этапах, изучить развитие психических качеств и процессов и т.д.

Среди главных недостатков в деятельности экспериментаторов можно назвать два:

1) наличие “кабинетных экспериментов“, которые проводились в искусственных лабораторных условиях в отрыве от социальных условий и педагогической практики;

2) хоть экспериментаторами и, особенно, педологами было предложено целый арсенал методов психолого-педагогических исследований, но большинством их деятельность сводилась к использованию тестов на изучение умственного развития детей. Негативным было и то, что методологической основой такого тестирования в ряде стран (США, Англия) оказалась теория врожденных способностей. Поэтому тестирование при определенных условиях выступало там средством социальной селекции населения.



Назад