Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.2.3. Педагогика прагматизма


Педагогика прагматизма (от греч. pragma - действие) возникла как локальный педагогическое направление в США и Англии. Ее основателем оказался американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952).

Суть прагматизма - истинное все то, что приносит пользу (даже существование Бога Дьюи выводит из практических целей). Значимость пользы оценивается чувством собственного удовольствия. Идеал Дьюи - “хорошая жизнь“.

Дьюи - сторонник идеи “врожденных способностей“, которые передаются по наследственности. Он выдвинул теорию наследственности: совокупность умственных и физических свойств определенного индивида является достижением всей расы и передается по наследственностью. Следовательно, воспитание должно опираться на наследственность и выходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Собственно воспитание должно выступать как непрерывное расширение этого опыта.

Дьюи выдвигает идею трудовой школы и связи школы с жизнью. В центр школьного дела он ставит не систематическое обучение, а личный опыт, практику учащихся. Такая практика и опыт, по его мнению, приобретаются, прежде всего, через ручной труд, трудовое обучение.

Именно ручной труд, в соответствии с концепцией прагматизма, - это тот путь, по которому дети должны пройти через все этапы эволюции человека. Поскольку в жизни есть много видов труда, дети должны познакомиться с как можно большим их количеством. Следует отметить, что трудовое обучение Дьюи рассматривал как элемент общего образования, а не профессиональной.

Педагогика прагматизма педоцентрична. Центральной фигурой в процессе обучения Дьюи ставит ребенка. Содержание обучения строится строго исходя из интересов ребенка (например, в Англии и особенно в США учебным планом предусматривается минимальное количество обязательных для изучения предметов и около 100 предметов по выбору). Учитель при таких условиях выступает как консультант, а не руководитель.

Школа, в соответствии с концепцией Дьюи, должна служить классе примирению, через обучение и воспитание смягчать сословные противоречия.



Назад