Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.2.4. Педагогика “гражданского воспитания“ и “трудовой школы“


Это направление пользовался популярностью в Германии и других странах в начале XX ст. Его учредителем выступил Георг Кершенштейнер (1854-1932) - немецкий педагог, который руководил на протяжении определенного времени делом образования в Мюнхене, а свои идеи он изложил в сочинении “Профессиональное воспитание немецкого юношества“.

Кершенштейнера волновала дестабилизация, которая возникала в немецком обществе через нарастающие рабочие движения. По его мнению, необходимо применить такое воспитание, которое бы навевало ученикам “понимание задач государства, понимание гражданского долга и любовь к родине“. Каждый гражданин должен служить государству в меру своих способностей. Будучи противником диктатуры, как он иронизировал, “так называемого пролетариата“, Кершенштейнер писал, что дети рабочих должны находиться под влиянием идеологической “обработки“ их сознания для того, чтобы в противовес революционным влияниям, которые несла молодежь Германии, можно было бы “завоевать нужную власть над умами и душами, головой и сердцем учеников“.

Взгляды Кершенштейнера на “гражданское воспитание“ были тесно связаны с его теорией “трудовой школы“. В конце XIX - нач. XX в. экономика Германии быстро развивалась, а это требовало подготовки технически грамотных работников. Поэтому Кершенштейнер выступал за систему образования и воспитания, которая бы обеспечивала подготовку не только покорных граждан своего государства, но и добросовестных и инициативных в области своей профессиональной деятельности работников.

“Гражданское воспитание“ необходимо реализовать через народную, массовую школу, которую надо сделать “трудовой“. По словам Кершенштейнера “суть трудовой школы заключается в том, чтобы дать минимум знаний и максимум умений, навыков, трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения“.

Чтобы дети рабочих не попали под нежелательное влияние, нужно продлить сроки пребывания их в народной школе. В такой повышенной обязательной школе, по его мнению, кроме приобретения знаний (чтение, письмо, математика, естествознание, рисование) нужно широко использовать также различные виды ремесленной труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд. При каждой народной школе для практических занятий должны быть мастерской, сад, школьная кухня. Работая в школе, воспитанники должны последовательно развивать в себе качества, необходимые для лучшей работы, приучиться старательно, честно, добросовестно и обдуманно выполнять процессы ручного труда.

Защищая раннюю профессионализацию, Кершенштейнер ставил задачу перед трудовой школой, чтобы ученики получали в ней общую трудовую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнером, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для работающих подростков.

Кершенштейнер был сторонником двойной системы народного образования. Его “народная школа“, призвана готовить хороших и умных рабочих, никак не связана со средней школой (гимназиями и реальными училищами). На среднюю школу свой “трудовой принцип“ почти не распространил. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.

Двойственность педагогики Кершенштейнера объясняется его взглядами на общественную потребность в работниках для различных сфер деятельности. Государство нуждается в специалистах в различных отраслях труда: полеводов, фабричных рабочих и др. Гораздо в меньшем количестве нужны государственные работники интеллектуального труда. Этому соответствует, как утверждает Кершенштейнер, и распределение природных способностей среди населения. Большинство его имеет наклон и способности к труда физического, меньшинство - к труда интеллектуальной. Соответственно этому должна быть построена и система образования и воспитания. Массовая школа должна готовить специалистов физического труда. Теоретические знания даются в той школе только потому, что они помогают овладеть специальности. Значительно меньшее количество школ должна готовить своих воспитанников к интеллектуальных профессий.



Назад