Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

7.2.5. Теория “нового“ воспитание и “новых школ“


Представители данной теории поставили себе за цель разработать на основе идей реформаторской педагогики систему воспитания, которую назвали “новым воспитанием“. Они приступили к практической реализации этих идей путем создания так называемых “новых школ“.

Организованные в духе “нового воспитания“, эти школы должны были обеспечить гармоничное и естественное развитие детей и одновременно эффективно подготовить их к выполнению своих общественных обязанностей.

Первые “новые школы“ открыли Е.Демолен в де-Рош (Франция) в 1889 году, С.Редді в Аббатехольмі (Англия) в 1889 году, Г.Літц и Г.Віннекен - в Германии в 1902-1906 гг. Известным теоретиком этих школ был швейцарский педагог, профессор Женевского университета А.Фер'єр.

Все представители данного направления в педагогике (а сюда входили также сторонники свободного воспитания, прагматизма и др. направлений) считали себя последователями Же. -Ж.Руссо. Вследствие этого “новое воспитание“ еще называют “неоруссоізмом“, “неофілантропізмом“.

В 1899 году А.Фер'єр создал “Международное бюро новых школ“. Это “Бюро...“ стало центром, вокруг которого до 30-х годов групувались различные направления реформаторской педагогики. “Бюро...“ определило общие требования к “новых школ“. Это были учебно-воспитательные учреждения интернатного типа, которые организовывались частными лицами или общественными педагогическими организациями. В школах должно быть создано такое среда, которая обеспечивает физическое, умственное и нравственное развитие детей и готовит их к практической жизни.

Наиболее характерными признаками учебных заведений “нового воспитания“ являются:

1) школы располагаются в живописных природных местах, где, в отличие от искусственного казенного воспитания, стремятся внедрить воспитания природовідповідне (учет индивидуальных и возрастных особенностей, интересов детей, развитие их самостоятельности, инициативы).

2) Содержание обучения ориентируется не на енциклопедичність знаний учащихся, а на развитие у них мыслительных способностей. Здесь пытаются формировать не интеллектуалов-эрудитов, а людей, способных применять приобретенные знания на практике.

3) применяются “свободные“ и “активные“ методы обучения. Учеников ведут от фактов к выводам и обобщениям, развивают в них логическое мышление, здесь практикуются самостоятельные студии и опыты школьников. В обучении сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы.

4) высоко поставленное физическое воспитание детей. Для этого школы устраиваются в сельской местности. Большое место в жизни воспитанников занимают игры, спорт, далекие экскурсии. С этой же целью, а также для практической подготовки к жизни в школах практикуется ручной труд и трудовое воспитание.

5) высокий уровень постановки работы в целом. Школы, как правило, укомплектованы высококвалифицированными педагогами, их отличает высокая материальная база. Дети распределяются по небольшими группами (10-12 чел.). Мальчики и девочки обучаются совместно.

6) существует детское самоуправление по образцу парламентов тех стран, где устроена школа.



Назад