Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

8.1. Воспитание детей в восточных славян


Восточные славяне отделились от славянской языковой семьи в V-VI вв. В VI-IX вв. они создали оригинальную систему воспитания, которая опиралась на древнюю первоначальную традицию. Воспитание осуществлялось, прежде всего, в процессе включения детей в конкретные виды трудовой деятельности взрослых.

Целью воспитания у восточных славян были передача подрастающему поколению трудовых умений, установленных способов поведения, религиозных представлений, традиций, обычаев, обрядов, а также подготовка мужественного воина - защитника своей земли.

У восточных славян существовал обряд инициации, который был присущ еще их предкам - праслав'янам. Однако инициации здесь имели гораздо более гуманный характер, чем у других народов. С появлением семьи роль этой формы воспитания постепенно теряется, она становится привилегией представителей элиты.

В период матриархата и экзогамии дети до 5-6-летнего возраста воспитывались матерью. Позже мальчиков передавали в совместные мужские жилья, а девочек - в женские, где их наставниками становились братья и сестры по матери.

В V-VI вв. распространяется большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников. Воспитание детей осуществляется по принципу родового коллективизма.

С утверждением патриархата и моногамии мужские и женские жилья трансформируются в дома молодежи, куда родители по традиции отправляли детей на воспитание. Там старшие члены рода помогали детям овладеть приемами труда, правилами охоты, изготовлением орудий труда, навыками военных действий, а также передавали им заветы предков, моральные нормы и знакомили с родовыми обычаями и обрядами.

В VIII-IX вв. завершился переход к семье, которая состояла из мужа, жены и их детей. Постепенно основным очагом социализации детей выступает семья и воспитание становится преимущественно семейным. Дома молодежи как они исчезают.

Воспитание детей в восточных славян четко регламентировались социальными механизмами передачи опыта, в качестве которых выступали народные традиции, обычаи, обряды, ритуалы и производственные, моральные и правовые формы деятельности, куда дети включались с раннего возраста. Они передавали детям образцы конкретного поведения, указывали, что стоит делать, а что не стоит, формировали у них социально значимые качества (дисциплинированность, честность и т. п.).

Воспитание охватывало различные средства воздействия на детей, где находила свое проявление народная педагогика восточных славян: колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки, игры, хороводы. В них находили место различные наставления, советы, правила поведения.

Основой моральных отношений была общинная собственность на средства производства. Кроме морального большое внимание уделялось физическому воспитанию и усвоению гигиенических правил.

Идеологической основой воспитания была языческая религия. Дети вместе со взрослыми участвовали в народных праздниках, привлекались к культовой деятельности, изучали культовые песни и танцы.

В VIII-IX вв. зарождаются феодальные отношения, которые проявляются в общественном разделении труда, в имущественном и социальном расслоении общества. Возникает частная собственность. Формой перехода от общинной собственности к частной становится выделение из больших патриархальных меньших семей вследствие развития земледелия, борьбы за земельные участки и т. д. Небольшие семьи - первые очаги феодального общества. Появляется территориально-соседская община.

Это вносило изменения и в социальную сущность воспитания, которое также розшаровувалось соответственно к возникновению различных социальных групп людей. Менялись цели и формы воспитания относительно этих состояний.

Наивысшим достижением восточных славян в ранньофеодальний период было создание буквенно-звуковой графики письма, которая стала одной из основ возникновения школьного обучения. Но формированию азбуки предшествовали длительные поиски.

Древняя русская языческая культура была безписемною, знания, как правило, передавались устным путем. Есть свидетельства, что предки восточных славян использовали особые письмена "риска и рези". Название вытекает от способа нанесения знаков этого письма. Их вырезали на дереве, бересте, стенах и др. Это письмо было примитивное и представляло собой разновидность піктографії.

Исторические источники свидетельствуют, что в IX-Х вв. восточные славяне уже использовали буквенно-звуковую систему письма, и не только в религиозных целях, но и для нужд торговли и ремесла. Такой системой письма была глаголица. Глаголица - это азбука, где звуки славянского языка передавались греческими буквами. Причем, она была без "устройства", то есть не все типичные звуки славянского языка имели соответствующие письменные знаки. 855 года Кирилл модернизировал глаголицу, приспособив ее к звуковой системы восточнославянской языка. Новую азбуку назван кириллицей. Близость ее к старой азбуки облегчало овладения ею.

Важнейшими факторами, которые способствовали зарождению и распространению в конце VII-IX вв. письменной культуры в восточных славян, были:

- становления феодального способа производства;

- подъем ремесла и торговли, особенно внешней;

- рост городов как центров экономического, культурного и политического жизни;

- возникновение первых государственных образований. В 882 г. восточные княжества консолидируются в единое государство - Киевскую Русь.



Назад