Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

8.4. Педагогическая мысль Киевской Руси


Педагогическая мысль Киевской Руси фиксировалась и дошла до нас в самых разных источниках: в памятниках письменности и литературы разных жанров, в произведениях изобразительного искусства, в средствах народной педагогики (в устном народном творчестве), в церковной и бытовой практике и т.д. Она включала официальные педагогические концепции и народные педагогические взгляды. Первые выступали важной составляющей государственной идеологии, а вторые выражали верховную мудрость народа в целом. Обе эти стороны были тесно связаны, взаимодействовали и дополняли друг друга.

Впервые педагогическая мысль Киевской Руси прослеживается в произведениях древньоруської литературы. Древнейшие памятники, где поднимаются вопросы воспитания и образования, датируются XI ст.

Среди них есть произведения переводные и оригинальные (отечественного происхождения). К переводных принадлежат "Пчела", "Златоуст", "Златоструй", "Ізборнік" Святослава 1073 г., "Ізборнік" Святослава 1076 г. и др. Оригинальные произведения: "Слово о законе и благодати" Иллариона, "Слово некоторого калугера о чтение книг" Иоанна, "Повесть временных лет" Нестора, "Поучение детям" Владимира Мономаха и др.

"Пчела" - составленный в Византии и переведен на Руси в конце XIX в. сборник цитат из священного писания, афоризмов и высказываний отцов церкви, античных философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха и других философов, поэтов, историков, политических деятелей и т.д. Сборник вмещал 71 раздел, каждый из которых был посвящен различным темам. "Пчела" имела целью поставить читателя "как жить христианину". Среди других здесь есть мнения и относительно воспитания и обучения.

"Златоуст" (по фамилии греческого проповедника Златоуста) - это сборник отдельных выступлений и высказываний отцов церкви.

"Ізборнік" Святослава 1073 г. - сборник текстов античной литературы познавательного характера из различных областей знаний (всего 383 статьи). Написано в форме вопросов и ответов, имеет философско-богословское оболочку. В целом предназначен для расширения знаний. Для истории педагогики ценен тем, что здесь сделана попытка изложить основы тех наук, которые составляли содержание византийской образования.

"Ізборнік" Святослава 1076 г. - сборник статей (44 статьи), которые имеют воспитательное, поучительный характер. Наставления дано в разных формах: в виде притч, небольших жизненных рассказов и т.д. Они часто обращены к детям. Например, "Поучения Ксенофонта детям" и т. п.

Автором "Ізборніка" 1076 г. был древнерусский книжник и монах Иоанн, который выбирал статьи из рукописей в Киевской великокняжеский библиотеке. К "Ізборніка" Иоанн написал предисловие, которую историки рассматривают как отдельное произведение. Она называется "Слово некоторого калугера о чтение книг" (калугер - монах). "Слово..." является первым отечественным педагогическим произведением.

Древнейшей литературным памятником отечественного происхождения, в которой звучат вопросы педагогического содержания, был философско-педагогический трактат "Слово о законе и благодати". Произведение написано киевским митрополитом Илларионом между 1037-1050 гг. Это было выступление Иллариона перед Ярославом Мудрым и прихожанами Киевского храма Софии. Произведение имеет нравственно-патриотическое направление.

Высшим достижением педагогической мысли Киевской Руси является "Поучение детям" Владимира Мономаха (1096 или 1117 г.). Произведение написано по аналогии с "Поучение детям" Ксенофонта. Оно является первый в средневековой Европе педагогический произведение, написанное светским лицом.

Здесь впервые в Европе было обоснована необходимость перехода от религиозно-аскетического воспитания к воспитанию, которое связано с практическими потребностями человека. Мономах также впервые в отечественной литературе указал на связь образования с потребностями жизни и деятельности личности. К нему в древнерусской книжности проблемы воспитания и обучения рассматривались в аспекте "познание воли божьей". Мономах считал, что основой всех успехов человека является его труд. Воспитание необходимо осуществлять не путем наставлений, а в процессе деяния добрых дел.

В своем "Поучении..." Мономах дает важный материал для суждений о воспитательный идеал Киевской Руси. Излагая мысли о гуманные отношения между людьми, он впервые закладывает гуманные начала, которые впоследствии стали основой педагогики украинского народа.

В произведении поднимаются важные проблемы нравственного, трудового, патриотического, религиозного воспитания. Мономах указывает на важную роль образования в воспитании. Приводил пример своего отца, который умел разговаривать пятью иностранными языками, за что его уважали и за рубежом.

Значительное место в воспитании детей отводил роли примеру старших. Тактично иллюстрирует свои наставления примерами из собственной жизни.



Назад