Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

8.5. Развитие образования в Галицко-Волынской государстве


В XII ст. Киевская Русь распадается на много больших самостоятельных княжеств: Киевское, Чернигово-Северское, Новгородское, Галицко-Волынское и др., между которыми сохраняются политические, экономические и культурные связи. В это время возникают новые тенденции в области образования и воспитания.

Кроме княжеских и боярских верхов грамотность проникает в среду женщин из низших социальных состояний; наблюдается тенденция получать образование за рубежом; в центрах княжеств (в Киеве, Галиче, Чернигове и других городах открываются школы повышенного типа.

Последние не имели единой структуры. В них углубленно изучались те предметы, которые бы обеспечили участие в государственно-административном управлении. На первом месте стояло изучения славянской и русской языков с грамматическими правилами. Практиковалось написания учащимися произведений. Здесь также изучалась греческий, а в школах Галича - еще и латинский языки. Есть данные, которые свидетельствуют об изучении в школах "семи свободных искусств", а также юридического кодекса.

Развитие образования был прерван нашествием орд Батыя, что не дало возможности подняться русским школам повышенного типа до уровня западноевропейских университетов. Очаги культуры перемещались из Киева на запад - в Галицко-Волынское княжество, которое продолжало древнерусские культурные традиции и сохраняло независимость до ХIV ст. Образование и культура здесь развиваются на украинской языково-этнической основе.

О высокий уровень образования и культуры в княжестве свидетельствует Галицко-Волынская летопись. Галицко-Волынская Русь имела хорошо развито частное учительство духовного и светского характера.

Элементарное образование представлена школой-дяківкою, находившейся по месту жительства учителя. Обучение начиналось с 7 лет. Не было четко установленного срока обучения и начале года. Вопрос оплаты за обучение решался на основе частной сделки учителя с родителями. Объем знаний, как правило, ограничивался умением читать религиозные книги. Порой за дополнительную плату ученика учили писать и считать.

В школах епископских кафедр и в отдельных монастырских школах иногда давалась более широкая богословское образование, поскольку там работали образованнее учителя и сосредотачивались большие собрания книг.

Среди феодальной верхушки было распространенным воспитания детей близко к традиций западноевропейского рыцарства, что объясняется тесными связями Галицко-Волынской Руси с западными государствами.

Рядовые священники учились в домашней школе своего отца или в монастырской. До их образования не ставились высокие требования, но они обязательно должны были быть грамотными.

Методика обучения грамоте была такой же, как и в предыдущие века в Киевской Руси. Дальнейшего распространения приобретала самообразование, роль которого приравнивается к роли бесед и диспутов выдающихся философов с учениками, что имело место в древней Греции. Галицко-Волынская Русь, а равно и все прочие земли Киевской Руси, имела много людей, для которых тяга к знаниям (до “книжного почитания”) был превыше всего.



Назад