Электронная онлайн библиотека

 
 Украинская устное народное творчество

статья 56. Жанры, возникшие в детской среде. Детская пареміографія


Третья группа жанров детского фольклора наиболее «детская» по своей сути. Это - произведения, сочиненные самими детьми. Первый из них - важный передетап к игре, который заключается в справедливом распределении ролей среди ее участников. Кроме других способов назначения на роли (угадывания, в какой руке спрятанный предмет, вытягивания палочек разной длины), дети чаще всего используют считалки - небольшие стихотворные произведения, которыми определяются роль и место в игре каждого из ее участников. В основе многих считалок лежит счет, часто в виде переінакшених числівникових форм: «Одіян, двіян, тріян, четирен, платан, латан, сукман, друкман, деривей, дэкса, петух, Олекса». Ряд исследователей обращают внимание на то, что «во многих лічилках лексика - это так называемый «заумь», слова, лишенные смысла, всуміж с искаженными иностранными словами». Это явление, очевидно, является следствием генетического родства считалок с древними магическими формулами гадания, большинство из которых тоже не имели четкого лексического значения, или же оно было потеряно. Особенно это касается формул, никак не связанных с понятными словами:

Эни-бени, рики-такие Или: Онци, банци,

Этим-бум-буль, Кругу шванци,

Калякі шмакі Шіндір віндір,

Еус, беус, касмадеус, Коначіндір,

Баца! Шворц!

 

Немало считалок, что состоят из отдельно осмислюваних слов, в общем тоже не понятны: «Одинчики, драбинчики, поехали по зайчики, задком, передком, на коленях, хвостиком».

Однако, во многих лічилках есть прямые намеки на связь с гаданием. Например, обряд предсказания будущего по храмовом лошади (во время которого тоже считали, на каком шаге ли этапе конь споткнется, упадет, или заірже), зафиксированный в детском тексте:

Бежали кони под мостами Динь, брязь,

С золотыми копытами. Вышел с моста старый князь.

Встречаются и другие обряды, гадания, в частности, по колебании иглы (или другого предмета), висел на нитке над сосудом с водой:

Иголочка, ниточка, стакан воды, Ниточка, иголочка, синяя соколочка,

Первым выйдешь, наверное, ты. Щука, карась, а ты убирайсь.

В прошлом так гадали девушки, которая из них первой выйдет замуж, или в каком возрасте (в зависимости от того, сколько раз игла стукнет к краю сосуда, над которой висит).

Сюжетные считалки - более современные по происхождению, они являются обычными стишками на разные темы:

Катилась торба с высокого холма, В той сумке хлеб-паляница, С кем хочешь, с тем делись.

По аналогии с древнейших образцов, дети часто наполняют их некоторыми непонятными словами, чтобы предоставить им таинственности, магичности в назначении игроков на роли. Но порой они приспосабливают к счета произведения других жанров - песенки, стишки, заклички.

Наиболее импровизированным жанром детского творчества является прозы-валки - небольшие рифмованные произведения, что является детской реакцией в момент ссоры или споры на некую обиду или действие. Они могут сопровождаться различными жестами, гримасами, или и действиями, и является проявлением детской непосредственности самовыражения, ее отношение к другому человеку: гнев, недовольство, враждебности, отчаяния и др. Прозивалки есть двух видов. В первом дошкуляється неприятелю, приписывая ему различные бессмысленные действия и поступки:

Коля колючая В борщи, намочил

Котика замучил, А из борща в кашу,

Волочил, волочил, Полюбил Наташу.

Второй вид прозивалок - это произведения-обращения, в которых предлагается выполнить бессвязную действие:

Антон, Антон, Тяни за ушки:

Собака втоне, Будет добра уха.

Как правило, прозивалки строятся на обыгрывании имени висміюваного, а также на акцентировании какой негативной его черты: трусости, хвалькуватості, нечистоплотности и др.:

Гриц мыши испугался, Бороной покрылся,

В крапиву спрятался, Чтобы не пожалився.

Самая распространенная тема - высмеивание плакс:

Рева плачет и кричит, Стали реву сватать,

Рева крутится и шипит, Стала рева плакать.

Рева ревет, как корова, А я ревы не отдам,

Гика, хника, киснет, слюнит, а здоровая. Пусть рева ревет нам.

Часто объектом детских насмешек есть взрослые, которые определенным образом выходят за рамки детского представления о привычное, нормальное - очень сварливые, пьяницы, люди с физическими недостатками или непривлекательной внешностью.

Подобные прозивалок дразнилки - ритмізовані словесные формулы, которыми дети выражают негативное отношение к другого ребенка, пытаясь вызвать у нее определенную реакцию. Они короче, чем прозивалки и не называют имени висміюваного, имеют более обобщенный характер: «Сера-мирка, сірчин брат, разодрал штаны вплоть до пят». Часто обращены к тому, кто расплакался в ходе спора ли от обиды: «Рьова, корова, дай молока».

Кроме текстов, заученных в своей среде, дети проявляют фантазию, создавая новые прозивалки и дразнилки во время ссор с ровесниками, на ходу рифмуя лексически отдаленные слова, чтобы достичь эффекта нелепости. Здесь используется тот же принцип, что и в небилицях: соединение удаленных предметов, несоответствие в их соотнесении. По содержанию эти произведения являются импровизированными детьми небылицами.

Противоположным дражнилок и прозивалок есть жанр мирилок. Мирилки - короткие стихотворные произведения, которые говорят дети, что поссорились, в знак примирения:

Мир миром, Мы - дружески красные,

Пироги с сыром, Поцилуймося.

Вареники в масле,

Этот жанр родственный словесными формулами во время кумування в обрядовой творчества. Мирилки изъявляют желание детей помириться и является своеобразным обрядом «заключения мирного соглашения», как это делали взрослые (его имитацией). Не случайно здесь упоминаются пироги с сыром, которые издавна считались ритуальной пищей, и могли готовиться на праздничную трапезу в честь заключения договора между двумя сторонами.

Все детские поэтические жанры характеризуются четким ритмом, как правило, точной (часто дієслівною) рифмой и экономностью ху детского восприятия. Слова употребляются только в их прямом лексическом значении, изредка появляются ласкательные формы, синонимические ли тавтологічні пары. Основная черта - звуковая оболочка текста, игра языком в ее мелодичности ли созвучий. Отсюда - использование аллитераций, асонансів, звуконаслідувань, имитация звуков и шумов природы.

 

Детский эпос

Распространен в детской среде жанр с большой степени импровизации - страшилки. Если не учитывать сказок (которые перешли в детское творчество с общей народной словесности и не является собственно детским фольклором, потому что их рассказывают детям взрослые), страшилки - единственный жанр детского эпоса. Страшилки - короткие рассказы о страшных невероятные события с чертами мистики и фантастики, которые рассказывают дети ровесникам, чтобы вызвать у них страх. В страшилках сохранены основные черты эпических жанров. Рассказ, как правило, ведется от третьего лица, разворачивается простой сюжет со всеми его компонентами (местами кульминация совпадает с развязкой). Самая распространенная тема - загадочная смерть или убийство, вызванные или связанные с необычными обстоятельствами или вещами, которые пагубно влияют на человеческую жизнь. Основное в характере страшилок - таинственность, которая создается, прежде всего элементами пейзажа («в черном-черном лесу был черный-черный дом») и описанием сверхъестественных явлений (например, действуют только руки в рукавицах, но не видно лица). Эффект испуга достигается не только за помощью необычного, мистического содержания, но и формальными факторами: повторами, ретардаціями и т. п. Атмосфера нагнетается путем использования соответствующих эпитетов. В кольористиці преобладают черный и красный - цвета смерти и крови; в также употребляются другие определения - темная комната, ядовитая еда, страшный человек. События драматизуються экзотическими элементами быта (карета с кучером, необычный интерьер, одежда).

Детским воображением на основе определенного жизненного опыта (услышанное от взрослых, увиденное в реальности или сне) создаются разнообразные сюжеты и картины ужасов, где, кроме людей, (которые, как правило, выступают жертвами), действуют вымышленные существа. Не обходится без упоминаний о магические действия или объекты (гадания, волшебство, заклинания; заколдованные люди, магические предметы и т. п.). По своему содержанию и воздействием на слушателя страшилки больше всего подобные былей, в которых рассказываются события, связанные с влиянием «нечистой силы», необычные обстоятельства жизни. Роднит эти два жанра и установка на достоверность розказуваних событий всегда отмечается, что это было на самом деле. Также есть общие черты со сказочным эпосом, заговорами, гаданиями, проклятиями и другими жанрами. Страшилки синтезировали много элементов детской выдумки, воображения и фантазии. Сквозь призму детского сознания и психологии прослеживаются элементы восприятия мира первобытным человеком, который, не понимая многих явлений и не имея возможности их объяснить, создавала соответствующие мифы, табу и др. Несмотря на распространение жанра среди детей, он едва ли не меньше всего исследовано в фольклору, хотя мог бы вызвать интерес и в психологии, медицине (в частности психиатрии) и др.

 

Детская пареміографія

Детских малых жанров немного. Особенности детского мышления ограничивают использование детьми мудрствований, афористических высказываний, метафорических сравнений и т.д. Как и в фольклоре взрослых, детская устное творчество имеет свои постоянные словесные формулы, которые используются с определенной целью в конкретных ситуациях. Таковыми являются прибаутки - короткие высказывания, предпринимаемые детьми на определенных этапах игры или в повседневном общении. Эти формулы часто содержат отголоски других жанров или даже древних культовых представлений. Дети нередко пользуются различными табу, что сопровождается утверждениями (напр., «Я запекав»). Особенно это касается выбора и ограничения территории игры, за пределы которой нельзя выходить (нарушение запрета означает выход из игры или угрожает наказанием). Подобные словесные формулы дополняют игру. Например, запрет говорить во время игры высказывается условной фразой «Кто заговорит - проглотил лягушку». Игра обнаружения спрятанного предмета комментируется лексически смещенными формулами «холодно» - «тепло» - «горячее» и др. В повседневном общении дети используют различные прибаутки в специфическом смысле. Например, чувство обиды выражается словами «я С тобой не дружу», желание мести - «Я тебе покажу» или «я тебе дам». В подобных фразах проявляется непосредственность, эмоциональность, особенности детской психологии.

Чисто детским паремійним жанром является скороговорки - короткие стишки или отдельные высказывания, суть которых заключается не в смысловом нагрузке, а в таком размещении слов и звуков, что их произношение требует определенных усилий артикуляции. По содержанию они подобны небылиц, потому что сочетание созвучных слов не всегда имеет логическую связь. Но это не умаляет их популярности среди детей, которые воспринимают скороговорки как своеобразную игру, развлечение. Тексты легко запоминаются, потому что они, как правило, ритмізовані, или и рифмованные:

Бабий бобы расцвел в дождь, Будет бабе бобы в борщ.

Летел воробей через безверхий хлев,

Щелкнул гороха без червотоку,

Без червоточины, без прачервоточини.

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

Трудность произношения осложнена преднамеренным расположением звуков. Упражняться в произношении скороговорок является языковой упражнением, что разви щее артикуляцию, влияет на выработку культуры речи, поэтому используется народной педагогикой.

Еще один малый жанр - загадки. Имея некогда практическое или даже магическое значение, они теперь почти полностью перешли из «взрослого» фольклора в «детский», сохранив отдельные черты предыдущих веков и обычаев. Они используются при воспитании детей для формирования их мыслительных навыков, умение анализировать, сопоставлять явления и факты.



Назад