Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.1. Общая характеристика развития школы


Киевская Русь в результате монголо-татарского ига утратила свое могущество. Только Галичина и Волынь сохраняли независимость до XIV ст., где продолжались образовательно-воспитательные традиции Киевской Руси. Со времени приобщение Волыни и Приднепровья в Литву (1377 г.) и Галичины в Польше (1387 г.) награбленные украинские земли стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов.

Поработители насаждали католическую веру и национальный гнет, преследовали православных священников, закрывали и сдавали в аренду кабатчикам православные церкви, не допускали до государственных должностей всех неримо-католической веры. Был нанесен значительный удар и по образованию. Лучшие условия обучения создавались в польских учебных заведениях, куда потянулись, преследуя цели служебной карьеры, много детей украинской знати и богатой мещанства. Украинцы-выпускники польских школ с презрением относились к родного языка, культуры. Только крестьянство и бедное мещанство крепко держались своей веры и культуры, обучая детей в церковных школах или в странствующих дякив. Была вовсе отсутствует украинская среднее и высшее образование.

Широкую образовательную деятельность в Украине развернул духовный орден иезуитов. Иезуиты создавали свои иезуитские учебные заведения - коллегиумы, откуда выходили верные и покорные слуги Ватикана.

1596 г. Брестский собор создал объединенную православную из католической церкви - греко-католическую. Церковная уния определяла главой церкви Папу Римского. Униаты принимали основные догматы католической веры, но они получили возможность сохранить в условиях латинизации славянский язык в богослужении и обряды православной церкви. Уния стала средством защиты украинского языка, создала условия для появления национальной интеллигенции, дала униатские школы.

Униатские школы ориентировались на западную педагогику, хоть и давали неплохие для того времени знания, но не пользовались большим авторитетом у украинского населения. Обучение в них проводилось на родном языке.

Определенное влияние на формирование образовательной дела в Украине тому времени имела эпоха европейского Возрождения, которая породила гуманизм и Реформацию. Реформаторские и еретические учения проникали в Украину из Чехии, Польши, Пруссии и др. государств. Под влиянием Реформации в Украине и в Беларуси создаются многочисленные протестантские общины (лютеран, кальвинистов, социниан и др.), которые открывали свои протестантские школы. Наиболее известными среди них были соцініанські и кальвіністські учебные заведения, которые действовали в Дубецьку, Хмельнике, Любар, Кисилині, Гоще, Берестечке и других городах.

Известным учебным заведением социниан на Украине была школа в г. Кисилин (Волынь). Создана 1614 года она просуществовала до конца 50-х гг. XVII ст. На ее базе в 1638 году сформировался учебное заведение уровня академии, хотя польское правительство и не дал ему такого статуса.

Некоторые национально настроенные украинские магнаты открывали в XVI в. православные учебные заведения. К участию в культурно-образовательной деятельности украинскую православную шляхту побудили разные причины. Кроме религиозных мотивов ею руководили попытки снискать популярность в массах, честолюбивые намерения последовать меценатские поступки магнатов, давление общественного мнения, потребности идеологического рознь польско-католической экспансии, которая грозила становым интересам украинских феодалов и т.д.

Ярким примером защиты славянской школы стал киевский воевода князь Острожский, который на свои средства организовал слов'яномовні учебные заведения в Турове (1572 г.), Владимире-Волынском (1577 г.), Остроге (1576 г.). Князь предложил изучать в этих школах не только славянскую, но и греческий и латинский языки. Учителями здесь были как православные, так и протестанты. Учились дети украинской православной шляхты, а также крестьянские дети.

С конца XVI в. в Украине возникают начальные и повышенные школы, организаторами которых были братства. Братские школы сыграли решающую роль в формировании и утверждении национальной системы образования в Украине.



Назад