Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.2. Возникновение и развитие братских школ в Украине


В освобождении от национального и религиозного гнета украинского народа важную роль сыграли братства, которые были распространены в Украине в XVI-XVII ст. Братства - это организации городского населения, прежде всего ремесленников и купцов, которые объединялись с целью борьбы против ополячивания и окатоличивания украинского населения. К братств принимались все православные независимо от национальности, социального происхождения или имущественного положения. Первое братство начали 1449 года львовские мещане при церкви Успения. Впоследствии эти организации распространились по всей правобережной Украине, были они и в Беларуси.

Братчики вели борьбу против высшего католического духовенства, организовывали школы, строили госпитале и православные церкви, открывали типографии, где выдавались украинские книги и учебники, заботились жизнью братчиков и т.д. В основу своей деятельности они положили идеологию просветительства, а главным средством своей борьбы выбрали школы.

Исторические источники о первых братские учебные заведения ограничены. Сначала это были небольшие школы с одним учителем, который одновременно исполнял обязанности дьяка и писаря братства. Школьная комната находилась в братском доме. В содержание обучения входило чтение, письмо, счет и изучение катехизиса. С усилением национального и социального гнета в первой пол. XVII в. большинство братских школ превратились в школы повышенного типа. Братья понимали, что для успешного ведения борьбы против агрессивных нападений польско-литовской шляхты, элементарное образование была недостаточной.

Первой братской школы повышенного типа в Украине стала школа львовского братства, открытая 1586 года, которая за организацией обучения и распорядком школьной жизни превзошла подобные западноевропейские школы того времени. По образцу этой школы открылись братские школы и в других городах: Перемышле, Рогатине, Замостье, Киеве, Виннице, Каменце-Подольском, Кременце, Луцке и др.

В братских школах повышенного типа кроме чтения, счета, письма и хорового пения, изучались "семь свободных искусств". На высоком уровне изучали предметы тривиуму: грамматику, риторику, диалектику; предметы квадривіуму изучались на несколько более низком уровне, кроме музыки. Последняя выступала одним из основных учебных предметов.

В изучении языков братские школы, как правило, прошли две стадии: греко-славянскую, затем - латино-польский. На первом месте всегда стоял изучение славянского языка. На втором месте - греческого языка, поскольку она давала возможность усваивать на высоком уровне античную научную литературу.

На второй стадии развития братских школ изучалась еще и латинская речь, которую сначала не изучали, ведь ней велись богослужения у католиков. Позже братчики поняли необходимость латыни, поскольку она является языком западной науки (для продолжения образования в западных учебных заведениях). Польский язык учили чтобы власти разрешили открыть школу. В первой четверти XVII в. начали преподавать украинский язык.

Об организации работы братских школ дает представление устав Львовской школы "Порядок школьный" 1586 г. Он свидетельствует о демократический уклад школы: учились дети разных состояний; отношение учителя к детям определялось не за состоянием, а за успехами в учебе (ученик занимал место на скамье во время занятий в зависимости от успехов в учебе, но не по происхождению); ректор и учителя выбирались на общих собраниях братства. Достаточно серьезные требования относились к учителю. Он должен быть благочестивым, умным, не пьяница, не блудник... Всего в уставе насчитывается 16 подобных требований.

Обучение в школе платное, хоть самым бедным ученикам предоставлялась помощь. Родители в присутствии двух свидетелей заключали со школой письменное соглашение, где указывались форма оплаты, то, почему школа должна научить ребенка, а также обязанности родителей по содействию детям в учебе. Каждую неделю предназначались 2-3 очередных ученики, которые приходили в школу раньше других, растапливали печь, убирали, следили за поведением остальных школьников.

В школе был введен учебный год, который начинался 1 сентября, введены летние каникулы (июль-август). Летом обучение начиналось в 9 часов утра, а зимой - несколько позже. Учебный день начинался молитвой. После чтения молитвы каждый ученик отвечал вчерашний урок и показывал выполнены дома письменные работы. Потом начинали изучать новый материал. После обеда ученики снова приходили в школу и переписывали задание на следующий день. Здесь же в школе они изучали заданные уроки, опрашивая друг друга. Вечером дома дети должны были прочитать изучен в школе урок перед родителями. В субботу повторялось все, что было изучено за неделю. В этот день учитель более длительное время проводил с учениками нравственные беседы.

В начале XVII в. во Львовской школе, как и в большинстве братских школ, использовались элементы классной системы учебных занятий. Ученики делились на группы: одни учились распознавать буквы и слоги, другие - читали и учили наизусть различные уроки, третьи - учились объяснять прочитанное и рассуждать. Этот опыт, очевидно, использовал известный чешский педагог Я.А.Коменський при обосновании классно-урочной системы обучения.

Специалисты прослеживают аналогию между уставом Львовской братской школы и произведением Я.А.Коменського "Законы хорошо организованной школы".

Братские школы сыграли важную роль в национальном возрождении. Они воспитывали своих учеников в духе патриотизма, любви и уважения к родному языку, к культуре своего народа.



Назад