Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.3.3. Киево-Могилянская академия


Киево-Могилянская академия возникла 1632 года в результате слияния Киевской братской и Лаврской школ.

Братская школа возникла в 1615 году на Подоле. В основу работы заведения был положен Устав Львовской братской школы. За очень короткое время школа достигла уровня образования, что не уступал западноевропейским университетам. Руководство заведения не раз выступало за превращение его в высшее учебное заведение, но польское правительство не давал на это разрешения.

Лаврская школа возникла в 1631 году, ее основателем стал архимандрит Киево-Печерской Лавры Петр Могила. Эта школа создавалась по образцу польских латинских школ высшего типа - коллегий. Уровень обучения в ней был высоким, поскольку она укомплектувалась хорошо подготовленными из разных стран преподавателями.

Братство обратило внимание Петру Могиле на нецелесообразности существования в одном городе двух высших школ при ограниченных учебных средствах и нехватки высококвалифицированных преподавателей. Начались переговоры с П.Могилою, который дал согласие на воссоединение школ. Объединенный вуз начал свою работу 1632 года на территории братской школы под названием Киево-братская коллегия. П.Могила стал ее опекуном. На его честь заведение впоследствии стал называться Киево-Могилянской коллегией.

Коллегия развивалась как высшее учебное заведение и вскоре стала известным во всей Европе центром образования, науки и культуры. Она сохранила традиции лучших братских школ, но структурой, объемом и уровнем знаний отвечала требованиям, которые ставились перед европейской высшей школой. Коллегия имела свои особенности, она не присваивала своим выпускникам ученых званий, не делилась на факультеты, как это было в западных университетах. В разные времена ее существования курс обучения не был одинаковым.

В коллегии существовало деление на классы. Всего насчитывалось 8 классов:

- подготовительный (фара или аналогия),

- три младшие (інфіма, грамматика, синтаксис),

- два средних (поэтика и риторика),

- два старших (философия и богословие).

Полный срок обучения составлял 12 лет, во всех классах учились один год, в классе философии - два года, богословие - четыре года.

Учебный план предусматривал изучение "семи свободных искусств", славянской, греческого, латинского и польского языков. С конца XVIII в. изучали немецкий, французский и древнееврейский языки. Преподавание велось сначала только славянском языке, а несколько позже изучали философию латынью.

Руководство коллегии составляли ректор, префект - первый полезен ректора по учебной работе, суперинтендант - присматривал за условиями проживания учеников.

Учебный год в коллегии начинался с 1 сентября и продолжался до начала июля. Он разделялся на триместры, между которыми были небольшие каникулы - рекреации. Триместры завершались экзаменами. Зачисление новоприбывших проводилось в течение всего года на основе собеседования с префектом. Префект определял уровень знаний ученика и в какой класс его причислить.

Ученики младших классов (студенты) заучивали тексты наизусть, выполняли устные и письменные упражнения. Философы и богословы (студенты) домашних упражнений не выполняли и экзаменов не сдавали. В конце каждого триместра они писали большие письменные произведения - диссертации и защищали их в присутствии всех студентов. Составной частью учебного процесса были диспуты, когда один студент обосновывал мнение, а другие ее отрицали. Активизации учебной деятельности учащихся способствовали также своеобразные соревнования в написании лучших произведений, стихов, речей и их вынесении.

Оценка знаний в коллегии была гибкой и заключалась в общем выводу учителя относительно успехов ученика. Неуспевающих из коллегии не отчисляли. Ученик по собственному желанию мог оставаться в классе столько, сколько сам хотел. Иногда студенты, чтобы подтвердить свои знания некоего предмета, переходили в младшие классы. Завершить обучение в коллегии каждый студент мог по своему желанию в любое время. Очень часто студенты не завершали полного курса. После окончания полного курса обучения или любого старшего класса студенты получали соответствующий аттестат.

Студенты проживали на квартирах и в общежитиях - бурсах. За бурсами и квартирами осуществлял надзор суперинтендант. Студентам жилось трудно, особенно в бурсах. Чтобы прожить, они нанимались прислужниками, принимали участие в хорах, просили милостыню, учительствовали.

Киево-Могилянская коллегия была общеобразовательным всесословным заведением, в котором учились дети местной знати, казаков, духовенства, мещан и крестьян. Здесь учились украинский философ, поэт и педагог Григорий Сковорода, российский ученый Михаил Ломоносов, советник Петра I по вопросам образования Феофан Прокопович и др. выдающиеся деятели. Коллегия готовила не только национальные научные кадры, но и стала кузницей деятелей науки для всей России и других славянских стран. Выдающиеся украинские деятели, воспитанники и профессора Киево-Могилянской академии способствовали развитию образования в России. За период с 1701 по 1762 гг. в Московскую Академию с Киево-Могилянской были приглашены и выехали 95 человек. Наиболее известными украинскими деятелями, которые внесли большой вклад в дело развития образования Русского государства, является Прокопович, С.Яворський, В.Татіщев и др.

В коллегии работали лучшие украинские и иностранные преподаватели. Среди них Є.Славинецький, С.Полоцький, М.смотрицкий др. В решении национальных вопросов это заведение было пассивным.

1701 года Петр I своим указом предоставил коллегии официальный статус академии. Это делает ее первым официально признанным высшим учебным заведением в Украине. Но еще и до предоставления ей статуса Киево-Могилянская коллегия ничем не уступала перед западноевропейскими университетами. С 1753 г. обучение в академии проводилось только на русском языке.

С основанием Московского университета 1755 года Киевская академия теряет роль ведущего учебного центра, что дает филологическое и философское образование. После открытия 1805 года Харьковского университета академия все больше теряет свое значение. в 1819 году она была преобразована в духовную академию.



Назад