Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.4. Развитие образования на территории Запорожской Сечи


Украинское казачество возникло как реакция на усиление социально-экономических и национально-религиозных притеснений населения Украины со стороны украинской и польской шляхты, католической церкви. В поисках места для свободного труда крестьяне и мещане начали колонизацию малозалюднених юго-восточных степей, где основывали поселения и объявляли себя свободными людьми - казаками.

Украинское казачество стало не только военным, государственным, политическим, культурно-историческим явлением, но и явлением педагогическим. Казацкое движение вызвал к жизни уникальное для всей мировой культуры явление - казацкую педагогику. По определению творческой группы Министерства образования Украины, - это часть педагогики в вершинном ее проявлении, которая формировала в памолоді украинцев сыновнюю преданность родной земле, Родине - независимой Украине. Народная воспитательная мудрость, что своей главной целью ставила формирования в семье, школе, в общественной жизни мужественного казака-рыцаря, гражданина с ярко выраженным украинским национальным сознанием и самоотверженностью.

Основные задачи казацкой педагогики - готовить физически закаленных, с крепким здоровьем мужественных воинов-защитников родного народа; воспитывать у молодежи украинский национальный характер и мировоззрение; формировать высокие рыцарские качества, уважение к старшим людям, стремление быть милосердным.

Среди идеалов казацкой педагогики является воспитание свободной и несокрушимой в своих стремлениях человека, которая должна, опираясь на отечественные традиции общественной и политической жизни, развивать родную культуру, экономику, строить независимое государство. В устном народном творчестве отражено идеал казака-земледельца, владельца земли, ее заботливого хозяина. Во времена лихолетья на передний план выступал идеал казака-воина, витязя несломленного духа, чести и доблести.

Явлением глубоко самобытным является казацкая система воспитания, которая имеет следующие ступени: дошкольное семейное воспитание, семейно-школьное воспитание и повышенная образование. Дошкольное семейное воспитание утверджувало статус отцовской и материнской народной казацкой педагогики. В семьях царил культ матери и отца, бабушки и дедушки, рода и народа. Семейные воспитательные традиции продолжались в школах.

Известный историк Яворницкий обратил внимание на типичный факт из казацкой жизни, который свидетельствовал о широкую распространенность грамотности среди запорожцев. В них привычным явлением была церковь, с одной стороны которой находился госпиталь, с другой стороны - школа. Это была традиция, которая отражала способ и характер казацкой жизни. Еще одну особенность подметил датский посол Юсто Юлий, который возвращался через Украину от Петра I: почти все жители казацкой Украины письменные, в церковь, как правило, ходят с молитвенниками.

Для казацкой культуры характерным было учительство. Яворницкий распределил запорожские школы на сечевые, монастырские, церковно.

Первой на сечи была монастырская школа, открытая в 1576 году при Самарсько-Николаевском монастыре. Здесь обучали молодежь грамоты, молитв, Закона Божьего и письма. Она послужила образцом для возникновения очагов образования на всей территории казацких вольностей.

Церковно школы существовали при приходских церквях.

К сечевых школ мальчиков приводили богатые родители с 9 лет. Главным учителем был иеромонах, который помимо прямых обязанностей наставника заботился о здоровье ребят, лечил больных, хоронил умерших и обо всем подробно докладывал кошевому атаману и пограничном врачу.

Сечевая школа существовала на территории Запорожской Сечи при церкви Святой Покровы. По обычаю там не было женщин, школа состояла из двух отделов. В первом учились юноши, которые готовились на пономарей и диаконов. Второй - отдел юнцов, где учились сироты, крестники казацкой старшины и другие дети. Здесь учили грамоте, пения и военному ремеслу. Ученики содержались за счет казны Сечи.

Особого внимания заслуживают школы джур, которые продолжали традиции семейного воспитания. У казаков существовала система отбора молодежи - юнцов. Кто хотел стать казаком, тот служил сначала в старого казака за джуру. Джура носил за казаком ружье, делал для него всякую работу, учился у него казацкой мастерства жить и побеждать в экстремальных условиях. Джуры жили в шалашах вместе со взрослыми и одновременно посещали сечевую школу. Время пребывания молодых людей в сечевой школе и у казака не регламентировался, все зависело от их способностей к военной и духовной науки.

Почетное место среди учебных заведений в запорожцев занимали полковые школы. Они просуществовали на территории Левобережной Украины до второй пол. XVIII ст. Эти школы, как правило, размещались в помещениях, которые принадлежали церквям. Иногда их называли по имени церкви, напр. Покровская, Успенская и т.д. Ученики жили в доме благодарность и выполняли различные хозяйственные работы. Методы обучения были ограничены. Детей учили считать, писать, читать. Воспитание имело религиозный характер. Школы существовали на средства родителей.

Историки обратили внимание на школы музыки и пения, которые существовали на Сечи. 1652 года Б.хмельницкий издал универсал об организации при кобзарских цехах школ кобзарей и лирников и взял их под свою опеку. Это были первые музыкальные школы в Украине. В таких школ принимали детей, которые имели хороший слух и голос. Их целью было научить молодежь церковного пения, готовить чтецов и певцов для новых церквей.

Как учебные пособия в запорожских школах использовали Часослов и Псалтырь. Также была выпущена "Казацкая читанка", которая соответствовала духу украинской национальной школы того времени.

Одаренных учащихся рекомендовали для дальнейшего обучения в школы повышенного типа: Острожскую, Киево-Могилянскую академию, братские школы Львова и Луцка.



Назад