Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.5. Особенности развития образования Левобережной и Правобережной Украины во 2 пол. XVII - 1 пол. XVIII ст.


Вторая половина XVII в. определила новые направления в развитии образования на украинских землях. По результатам Переяславского соглашения 1654 г. почти все они на началах автономии вошли в состав России. Но после русско-польской войны 1660-1667 гг. состоялся территориальное деление Украины.

Под польскую сферу влияния отошли западноукраинские земли (Восточная Галичина и Волынь) и Правобережье. За Россией закреплялись Левобережья с Киевом, территории Запорожской Сечи, Слободская Украина. Закарпатье оставалось под мадьярами, а Северная Буковина - под турками. В течение почти 300 лет Украина оставалась разделенной. В развитии образования на территориях Правобережной и Левобережной Украины возникли значительные различия.

Образование Правобережной и Западной Украины со второй половины XVII в. развивалась под влиянием Польши в условиях упадка украинской культуры. Усиление колониального гнета украинского народа польской шляхтой и католической церковью привели к уменьшению количества православной шляхты и потери мещанством своего значения. Это также не способствовало формированию украинской национальной интеллигенции.

В связи с этим православные братские школы постепенно ликвидировались, а на их месте открывались католические для польских и украинских магнатов. Наиболее распространенными здесь были католические учебные заведения, среди которых особенно выделялись иезуитские коллегиумы. Дольше всего просуществовала Львовская братская школа. 1708 года львовское братство вынуждено было принять унию.

Расширялась сеть униатских школ, которые начали действовать еще после Брестской унии 1596 г. Они в определенной степени способствовали сохранению украинских традиций, хоть и ориентировались на западную педагогику. Сначала эти школы давали неплохие знания, но в XVIII в. в условиях польского господства уровень образования в них существенно снизился, поскольку греко-католическое духовенство находилось в очень тяжелых условиях и был малограмотным. Соответственно, в униатских (особенно сельских) школах в основном учили только читать и писать по-польски, а в лучшем случае учили еще и счета и начал латыни.

Монахами греко-католического ордена Василиан, что развил свою деятельность после Брестской унии 1596 г., открывались василианские школы. Часто это были большие для своего времени (до 100-150 учеников) шестикласні школы. В XVIII в. достаточно известными стали школы Василиан в Любаре, Бучаче, Владимире-Волынском, Умани, Шаргороде, Львове и других городах.

Правительство совсем не заботился о украинские школы, не выделял для этого никаких средств. Все это привело к тому, что в крае систематически организованного народного образования не было.

Начало XVIII в. характеризуется упадком школьного дела на западноукраинских землях, особенно в Восточной Галичине.

Местами работали распространены в XVIII в. на всех украинских землях школы странствующих дякив. Школы-дякивкы не имели единого плана, а вся их деятельность сводилась к изучению церковной грамоты.

Учителями школ-дяківок были в одних случаях ученики братских школ (до начала XVIII ст.) или Киево-Могилянской Академии, которые по тем или иным причинам не могли продолжать свое обучение (нехватка средств, неуспеваемость и т. д.). В других случаях это были мелкая украинская шляхта, ремесленники, купцы и другие, кто, как и ученики братских школ, нанимались учителями по селам с целью определенного заработка. В народе таких учителей называли дьяками. Дьяк - тот, кто умеет читать, писать, петь псалмы и соглашается обучать детей.

Высшее образование на западноукраинских землях в определенный период была представлена Львовским университетом, основанным в 1661 году. Это было первое высшее учебное заведение в западной Украине, который прошел сложный путь развития и преобразований в условиях Речи Посполитой (1772 г.), а впоследствии - Австрийской монархии. К закрытию 1773 года он развивался как иезуитская академия (с правом преподавания всех университетских дисциплин и присуждения научных степеней) в составе трех факультетов: философский, юридический и богословский. С 1784 года заведение восстановлен как австрийский светский университет с преподаванием на латинском языке. На философском и богословском факультетах было разрешено кафедры с украинским языком (с 1787 по 1804 гг.).

Пути развития образования Левобережной Украины в этот период определялись вхождением данной территории в состав России. Особенностью школы здесь было то, что оно развивалось как одна из составных частей общегосударственной российской образовательной системы.

Одна из характерных черт образования в России в конце XVII и особенно в XVIII ст. - это постепенный переход к общегосударственной системы народного образования, появление которой была обусловлена общественно-историческим развитием страны и стала возможной лишь в конце XVIII ст. Содержание, характер и методы обучения и воспитания в школах этого периода определялись общегосударственными факторами экономического, политического и культурного развития страны.

Уже во второй половине XVIII в. на школы Украины распространяется русифікаторська политика царского правительства, которую поддерживало только выше украинское духовенство и казацкая старшина, что была зачислена царским правительством в дворянство и стремилась любыми средствами, в том числе и средствами образования и воспитания, сравниться с российским дворянством.

Наиболее распространенной формой обучения детей по всей территории Украины в это время были начальные школы.

До второй пол. XVIII в. на территории Левобережной Украины действовал полковой административно-территориальное устройство во главе с гетманом. Здесь были распространены полковые и гарнизонные начальные школы. Детей у них учили читать, писать и считать. Полковые школы существовали на средства родителей.

Начальная свита была представлена также цифірними школами, которые открывались согласно петровских реформ в начале XVIII в. по Левобережной Украине (как и по всей России). Это были школы с математическим уклоном. Они предназначались для детей разных сословий, с их помощью Петр I хотел реализовать свою идею об обязательном всеобщем начальном образовании для российского населения. Цифірні школы существовали до середины XVIII в., когда они постепенно объединились с полковыми и гарнизонными, что предназначались для солдатских детей.

Дальнейшего развития в середине XVIII в. получила начальное образование в Запорожской Сечи. Кроме общеобразовательных на Сечи существовали и специальные школы (школа для подготовки полковых старшин, военных канцеляристов и др.).

Существовала также Главная Сечевая школа, которая по содержанию и характеру обучения приравнивалась к лучших братских школ. Здесь изучали пиитику, риторику, математику, географию, астрономию, военное дело.

Важную роль в распространении грамотности в Украине в XVII-XVIII ст. играли народные школы грамоты (школы странствующих дьяконов). Они существовали при православных церквах и предназначались для детей крестьян. Учились здесь на родном языке и параллельно читали церковнославянские тексты. Содержание обучения был ограниченным: счет, чтение, письмо. Дети воспитывались средствами народной мудрости, им прививались любовь к родной земле, здоровая народная мораль и т.д.

С усилением закрепощения крестьян и казаков, потерей Украиной автономии и разрушением Сечи во второй половине XVIII в. школы грамоты, полковые и запорожские школы перестают существовать.

Деятельность странствующих дякив на Левобережье имела место в 1786 г., когда в России прошла школьная реформа. За этой реформой школы-дякивкы либо закрывались, либо превращались в церковно.

Своеобразной формой распространения начального образования на Левобережной Украине было домашнее обучение и воспитание детей правящей верхушки. Для этого приглашали или воспитанников Киево-Могилянской академии или какой коллегии, или учителей-иностранцев.

Прогрессивную роль в развитии образования на Украине, в подготовке педагогических кадров играли коллегии - новые учебные заведения среднего типа, которые начали возникать в начале XVIII ст. Работа у них организуются по образцу Киево-Могилянской академии, ведь во всех существующих на то время средних учебных заведениях учителями работали ее воспитанники, перенося в коллегии стиль и методику образовательной работы, традиции Киевской академии.

Учебные программы коллегий предусматривали подготовку служащих государственных учреждений, учителей начальных школ, музыкантов. Наиболее известными были коллегии в Чернигове, Переяславе, Харькове. Содержание обучения в тогдашних средних учебных был преимущественно общеобразовательным. Но учебные программы предусматривали также подготовку служащих для государственных учреждений, учителей начальных школ, музыкантов. Ведущую роль в развитии отечественной культуры и науки играла Харьковская коллегия, которая стала центром образования на Слободской Украине вплоть до открытия в Харькове 1805 года университета.

С возникновением на Украине и в России университетов и средних специальных заведений (медицинских, учительских и др. семинарий) коллегии потеряли свое общеобразовательную значение и постепенно превратились в духовные семинарии.

Высшее образование во второй пол. XVII-XVIII вв. на Левобережье была представлена лишь Киево-Могилянской Академией. В настоящее время возрастает ее роль как культурного и образовательного центра Украины.

Украинская молодежь из состоятельных слоев населения - высшего духовенства, богатых мещан, князей, дворян получал образование в иностранных университетах, часто там и оставаясь. Например, Юрий Дрогобыч стал доктором философии и медицины Болонского университета.

В течение всего XVIII в. украинское дворянство, казацкая старшина ходатайствовали об открытии университета на Украине. Создавались проекты университетов в Батурине, Киеве, Чернигове, Днепропетровске, Сумах, Новгороде-Северском, Харькове. Однако ни один из них в XVIII в. реализован не был.

В XVIII ст. в Украине возникают специальные школы. Среди них музыкальная школа, открытая 1738 года в Глухове, которая позже была переведена в Переяслав, а затем - в Киев. Она готовила певцов, скрипачей, бандуристов, музыкантов для хоровых оркестров. Школа просуществовала около 40 лет.

Среди других профессиональных школ действовали медико-хирургическая академия в Єлисаветграді, сельскохозяйственная школа в Николаеве, музыкальная школа в Екатеринославе и др.

В целом украинское учительство на Левобережье в течение XVIII в. приходит в упадок, что входило в планы правительства Екатерины II.



Назад