Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

9.6. Развитие педагогической мысли


Украинская педагогическая мысль эпохи украинского возрождения отражалась в уставах братских школ, в учебной литературе, что появлялась в то время, в литературно-художественных, полемических, исторических произведениях писателей, просветителей и, прежде всего, деятелей братских школ Л.Зизанія и С.Зизанія, в произведениях І.Вишенського, К.Ставровецького, И.борецкого, П.Беринди, в трактатах профессоров и воспитанников Киево-Могилянской коллегии Є.Славинецького, С.Полоцького и др.

Важным событием, которая способствовала развитию педагогической мысли и распространения учебной литературы в Украине, стал начало отечественного книгопечатания, основоположником которого является известный просветитель XVI ст. Иван Федоров (1510-1583 гг.). Он основал во Львове первую в Украине типографию. Здесь 1574 года издал "Апостол", в послесловии к которой пишет о том, как его прогнали из Москвы и как он не нашел поддержки среди львовских богатых мещан. Во Львове 1574 года Федоров издал первую печатную восточнославянскую учебную книгу "Азбука", а 1578 года - новое издание этой книги под таким же названием. Это было сделано в Остроге, где он основал свою следующую типографию.

Буквари, выданные Федоровым, выполняли кроме учебной и воспитательную функцию, поскольку их содержание был направлен против католицизма, униатства, социального и национального угнетения. Изданная им учебная литература является неоценимым сокровищем в развитии педагогической дела в Украине. Этими книгами Федоров стремился защитить детей от вседозволенности родителей, призвал воспитывать "в милости", благорозумними, в терпении "приемлюще друг друга и прощение дарующе".

В книгах Федорова четко звучат мотивы нравственного воспитания, основанной на патриотизме, честности, справедливости, мудрости, любви к человеку, заботе о других. Нравственное воспитание, по его мнению, неразрывно связано с образованием, а само образование нужно получать не только для себя, но и передавать знания другим.

1609 года Львовским Ставропігійським братством напечатана книга неизвестного автора "О воспитании детей". Это был первый печатный педагогический произведение в Украине. В книге обосновывается мнение, что положительные и отрицательные качества человека не врожденные, а является результатом воспитания. Автор также указывает на ответственность родителей за воспитание и обучение детей, об их обязанности отдать ребенка в "науку", выдвигает идею, что воспитание следует начинать с раннего возраста.

Стефан и Лаврентий Зизанії (Плевелы) - талантливые ученые, просветители, они были среди основателей Львовской братской школы, работали там учителями. Лаврентий Зизаний известен как педагог, работал кроме Львовской в братских школах Бреста, Свободно. Педагогические взгляды Лаврентия Зизанія изложенные в его полемических и учебных произведениях, среди которых следует отметить "Грамматику словенскую" (1569 г.). Это была вторая после "Адельфотесу" (1591 г.) славянская грамматика. Заслуга автора состоит в том, что он выдвинул утверждение о возможности познания всего союза наук славянском языке через создание ее грамматики. Грамматика - ключ к знаниям, она способствует изучению других наук. Книгами Лаврентия Зизанія пользовались учителя братских школ, а также учебных заведений Российского государства. Его брат Стефан Зизаний также известен как педагог, писатель-полемист, выступал против социальной несправедливости, против национального и религиозного угнетения украинского народа.

Кирилл Ставровецкий Транквіліон - известный украинский писатель, педагог. Его педагогическая деятельность проходила в Львовской братской школе и братской школе Свободно. Педагогические мысли К.Ставровецького отражены в произведениях "Зерцало богословіі", "Евангелие учительное", "Перло многоценное". Он выдвинул идею всеобщего равенства людей. Причину существующего зла в обществе усматривал в частной собственности, в богатстве. В произведениях призывает к гуманности и добра, к деятельности. Стремление к знаниям - естественное свойство человека, поэтому каждый должен обогащать свои знания и передавать их другим людям. В распространении знаний большую роль отводил учитель, к которому ставил высокие требования: не лениться в обучении других, быть настойчивым, терпеливым, способствовать развитию талантов.

Герасим Смотрицкий - первый ректор Острожской академии, украинский и белорусский писатель, талантливый полемист, общественный деятель. Был очень образованным человеком. Г.Смотрицький является автором остро полемического произведения "Ключъ царства небеснаго", где он остро критикует иезуитов, выступает против католической экспансии, призывает к борьбе с ней. Политику католического духовенства он также осуждает в своем произведении "римском Календаре новом". Г.Смотрицький является сторонником доступности общего образования как для мужчин, так и для женщин.

Иов Борецкий - ректор Львовской, потом Киевской братских школ, учился в Острожской школе, затем - в Краковской академии. Прекрасно владел славянском, греческом, латинском и польском языках. 1620 года, когда Киевское братство получило право ставропигии, т.е. автономии относительно высших церковных властей, Ивана Борецкого под именем Иова был избран митрополитом киевским. Вся его деятельность подчинялась освобождению Родины от чужеземного гнета, много заботился о национальное образование и школы. По его инициативе Киевский собор рекомендовал создавать по Украине братства и школы при них. Его усилиями были открыты братские школы в Луцке, Немирове, Рогатине. І.Борецький - автор многих произведений. Они проникнуты чувством любви к родной земле, народу. Ему приписывают произведение "О воспитании детей". Известен его гострополемічний произведение "Предостережение", направленный против католицизма и унии. В нем автор критикует тех, кто перешел на сторону католицизма, указывает на большое значение образования и целенаправленного воспитания в осознании народом своей роли в борьбе с католицизмом. Но Борецкий выступает против латинской системы образования.

Мелетий Смотрицкий - сын Г.Смотрицького, ректор Киевской братской школы. Работал преподавателем в Киево-Могилянской академии. Написал 18 произведений, где звучат идеи патриотического воспитания, борьбы против национального и социального гнета, распространения образования среди народа.

Наибольшее значение среди его трудов имеет "Грамматика словенская". По этому учебнику учился М.Ломоносов, им пользовались в Московской Слов'-греко-латинской академии, в школах Украины и Белоруссии. "Грамматика словенская" - это не только выдающийся учебник для обучения грамоте, а серьезная научная работа. Автор внес большие изменения в ряд грамматических правил славянского языка, в частности, установил систему ее оттенков, указал на лишние буквы, которые не соответствуют типичным звукам славянского языка, дал ценные указания по стихосложению. Все это способствовало сближению славянской и народной украинского языков, вследствие этого возникла книжная украинский язык. Здесь также дан ряд рекомендаций относительно сознательного усвоения учебного материала. "Грамматика..." Мелетия Смотрицкого - третья печатная русская грамматика после "Адельфотесу" (1591, Львов) и "Грамматики..." Л.Зизанія.

Памва Беринда образование получил в Львовской братской школе, затем работал в типографиях м. Стрятина вблизи Бережан, Львов, Перемышль, а также - в типографии Киево-Печерской Лавры. Наиболее известной работой П.Беринди есть словарь "Лексікон словено-русский и имен толкование", изданный в Киеве в типографии Лавры (1627 г.). Его использовали в братских школах как учебное пособие. Словарь содержал 7000 слов, среди которых много терминов, посвященных педагогической теме, что дает возможность проанализировать педагогическую и психологическую терминологию XVII ст. Например, науку о воспитании Беринда называет "пестунство", "педагогия"; толкование слов "образование", "учитель", "воспитатель" и др. Все это дает основание считать, что в Украине уже в начале XVII в. сформулювалось четкое понятие о педагогику как науку о воспитании.

Иван Вишенский - выдающийся украинский полемист, демократ, борец против национального и социального гнета. Ему принадлежат произведения "Разоблачения дьявола-самодержавця", "Послание князю Острожскому", "Спор мудрого латинника с незамысловатым русином", где автор рассматривал проблемы образования и воспитания во взаимосвязи с другими социальными и политическими проблемами. Он пропагандист идеи равенства всех людей, доказывал, что и бедный, и богатый имеют от природы одинаковое строение тела, дышат тем же воздухом. Вышенский подвергает резкой критике єзуїтську систему воспитания, выступает против латинской системы образования, указывает, что образование должно здобуватись на родном языке и основываться на традициях родной культуры и народного воспитания. По его мнению, славянский язык в полной мере может быть языке науки.

Єпіфаній Славинецкий - выдающийся украинский деятель, переводчик учебной литературы по медицине, географии, искусству, автор многих учебников. Образование получил в Киево-Могилянской академии. Работал в Москве: выполнял поручения царя по переводу иностранной литературы на славянский язык (исправлял ошибки переводчиков). Был очень образованным человеком. Среди его трудов наибольший интерес для педагогики составляет произведение "Гражданство обычаев детских". Это сборник правил, определяющих поведение в школе, дома, в церкви, на улице, во время обеда, в игре, а также требований к языку, к внешности и одежде ребенка и др . (всего 164 правила). Произведение написано в катехізичній форме (в форме вопросов и ответов). Исследователи указывают на сходство этого произведения в "Правила поведения..." Я.Коменського.

Феофан Прокопович - украинский церковный, общественный и государственный деятель, писатель, ученый, педагог, преподаватель и некоторое время ректор Киево-Могилянской академии. Окончил Киево-Могилянскую и Римскую католическую академии. По вызову Петра И уехал в Петербург, где был советником по вопросам образования, науки и культуры и главой Русской православной церкви.

В своей деятельности выступал как ярый сторонник петровских реформ, боролся за народное образование, считая, что общественный прогресс зависит прежде всего от распространения образования. Об этом писал во многих своих произведениях. В частности, в произведении "Владимир" и других доказывает преимущество знаний над "темнотой". Пьеса "Владимир" - образец школьной драмы. Произведение наметил тенденцию сближения школьной академической пиитики с народной жизнью.

Просветительскую деятельность Прокопович считал важнейшей и не жалел для нее ни энергии, ни средств. В своем доме он открыл школу для детей-сирот и бедняков, заботился об их образовании.

Прокопович - один из самых образованных людей своего времени. Имел острый ум, феноменальную память, обладал поэтическим, педагогическим и артистическим талантом. Об этом свидетельствуют, прежде всего, его произведения.

Еще будучи профессором и ректором Киевской академии, он написал произведения "Поэтика" и "Риторика". Эти работы оказали заметное влияние на развитие содержания и методики обучения в академии. Они свидетельствуют о большой мировоззрение автора, его педагогические знания. Большое внимание в них уделено практическим занятиям студентов. Прокопович является автором первого математического курса в академии.

Ценными для педагогики является мнения, высказанные Ф.Прокоповичем в книге "О риторическом искусстве" относительно ораторского таланта учителя, который рассказывая о любой предмет должен, прежде всего, влиять на чувства своих слушателей, задевать тончайшие струны души человека так, чтобы образ предстал перед глазами слушателей. Сохранились упоминания, что риторический класс, который вел Прокопович, студенты посещали очень охотно. Это, конечно, обусловлено и его личностными качествами.

В развитии отечественной педагогики, образования и школы заметную роль сыграл "Духовный регламент" Ф.Прокоповича. В нем автор ставил вопрос об открытии духовных школ, школ для простого народа, дал развернутый план организации академии и духовных семинарий, выразил передовые мнения относительно методов обучения, режима учеников. Актуальные для того времени педагогические идеи Прокопович пропагандирует в написанном им буквари "Первое учение отрокам".

Прокопович был сторонником прогрессивных методов обучения. Ввел новый научно-исторический метод преподавания богословской науки, который заключался в изучении истории религии. Подобно Я.А.Коменського он требовал сознательного, наглядного, доступного, систематического изучения материала. Считал, что учебники и книги для широкого круга читателей должны быть написаны простым, доступным языком.



Назад