Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

10.1. Система образования в Украине под Российской империей


Последняя четверть XVIII в. в развитии начального образования в Украине отразилась влиянием общегосударственной школьной реформы, которую проводило правительство Екатерины II. 1786 г. был утвержден "Устав народных училищ в Российской империи". За этим уставом в губернских городах вводились главные народные училища (четырехклассные с 5-летним курсом обучения), а в уездных - малые народные училища (двокласні с 2-летним курсом обучения). Учебная программа малых училищ отвечала первым двум классам главных училищ. Содержание обучения имел общеобразовательной и реальный характер. Именно обучение в этих школах объявлялось безстановим и бесплатным.

Школьная реформа 1786 г. имела целью дать образование, прежде всего, городскому населению, что диктувалось потребностями производства, развитием торговли, а также попыткой царского правительства и церкви подчинить себе третье состояние, который рождался. В начале XIX в. главные народные училища были реформированы в гимназии, а малые - в уездные училища.

Устав 1786 г. способствовал открытию новых школ в ряде украинских городов: Нежине, Новгород-Северском, Полтаве, Прилуках, Глухове, Ахтырке, Сумах и др. Но охватить все население Левобережья эти школы не могли и не стали здесь массовыми. Населения Украины негативно относилось к главных и малых народных училищ. Они носили антинародный характер, здесь запрещалась украинский язык, игнорировались народные традиции, обычаи. Эти школы стали орудием русификации украинского населения.

Реформа не отменяла существующие в Украине народные начальные школы. Они функционировали, хотя и в значительно меньшем количестве. Образцом для них были программы малых народных училищ. Но правительство употреблял всевозможные меры, чтобы их не было. Хотя украинский народ предпочитал по-старому обучать своих детей в дьяконских школах, но детям запрещалось к ним ходить. Как уже известно, школы-дякивкы за реформой превращались в приходские.

В начале XIX века царское правительство Александра I осуществил реформирования образовательной системы России. в 1804 году был принят "Устав университетов" и "Устав учебных заведений, подчиненных университетам", регламентирующие структуру и принципы построения народного образования в стране и которые прямо отображаются на украинском образовании.

За принятыми уставами в России впервые была внедрена государственная система народного образования. Вся страна разделялась на шесть учебных округов, два из которых Харьковский и Виленский размещались на территории Украины. Реформа предусматривала следующие типы учебных заведений в каждом округе: приходские училища (1-годовые), уездные училища (2-годичные), гимназии (4-летние), университет. Во главе каждого округа предназначался опекун, а все учебные заведения в округе подчинялись университета.

Объективно уставы 1804 г. были прогрессивными. Ими провозглашались безстановість и преемственность всех типов учебных заведений, государственность образования (бесплатность на всех ступенях). Среди отрицательных черт реформы были многопредметность обучения при его ограниченных сроках, декларативность программ, недостаточное финансирование учебных заведений. Хорошо финансировались лишь гимназии и университеты, где учились, как правило, дети высших состояний.

Вскоре после опубликования школьного устава было сделано его дополнительные толкования. Объявлялось, что доступ в университеты и гимназии крепостным и выходцам из низших сословий является закрытым. Нерешенным оставался вопрос о предоставлении права на высшее образование женщинам.

В Виленском округе учебные заведения хоть и действовали по новым уставам, но с некоторыми особенностями, которые вытекали из того, что данные территории перед этим были под Польшей. В частности, преподавание велось на польском языке (русский язык была отдельным предметом обучения). Но после польского восстания 1830-1831 гг. во всех школах округа вводилось преподавание только на русском языке.

В губерниях Харьковского учебного округа образование развивалась неравномерно. В связи с реформой в начале XIX в. здесь было создано всего 18 уездных училищ и 8 гимназий. Первые гимназии открыт в Харькове, Чернигове, Новгород-Северском, Полтаве, Одессе, Екатеринославе.

1805 года был открыт Харьковский университет, который более четверти века оставался важным центром образования, научной и общественно-педагогической мысли Левобережной Украины. В нем были такие факультеты: историко-филологический, физико-математический, медицинский, юридический. С 1811 г. при университете создан педагогический институт, а с 1852 г. - кафедра педагогики.

Лучше образовательная дело было поставлено в Черниговской и Полтавской губерниях округа, где народные училища открывались еще с конца XVIII ст. А на землях юга Украины, которые в начале XIX в. начали заселяться только, образование находилась на этапе становления. Одиночные школы существовали только в губернских и уездных городах - Херсоне, Николаеве, Одессе и др. Интенсивное открытие школ в этом регионе приходится на вторую четверть XIX в.

Вскоре после издания уставу 1804 г. правительство разрешило открывать дворянские пансионы и гимназии. На Украине в связи с этим начали действовать дворянская гимназия в Харькове, коммерческая гимназия в Одессе, высшие гимназии в Кременце и Нежине. Появляются женские сословные учреждения - институты благородных девиц, которые были первыми средними школами для женщин по всей России. На территории Украины первый такой заведение было открыто в 1818 году в Харькове. Такие же институты начали работать и в других украинских городах: в Полтаве, Одессе, Киеве. Впоследствии высшее женское образование была представлена еще и женскими епархиальными школами, которые открывало духовное ведомство, и женскими гимназиями, что открывались министерством народного образования. Первая на Украине женская гимназия (Фундуклеевская) начала работу 1859 г. в Киеве. Существовали также средние девичьи школы ведомства императрицы Марии.

Открытие высшей гимназии в Кременце связано с необходимостью существования университета в Виленском учебном округе, который должен был расположиться в Киеве. По инициативе графа Тадея Чацкого 1805 года было открыто в Кременце гимназию, которая должна была выполнять функцию университета, но университета польского. в 1819 году она была реорганизована в лицей. в 1831 году его закрыли, а материальную часть перевезли в Киев для университета, который открылся там 1834 года. С 1836 г. в помещении лицея действовала духовная семинария.

Царская реакция вследствие распространения свободомыслия среди крестьян после войны 1812 г. привела ко многим изменений в народном образовании России. в 1819 году в приходских и уездных училищах и гимназиях было отменено бесплатность обучения. Было запрещено естествознание, увеличивался время на изучение закона божьего. После расправы с декабристами царское правительство провело 1828 года контрреформу образования, выдав "Устав гимназий и училищ, подчиненных университетам". Школы в России возвращались "к началам, которые основываются на "чистоте веры, верности и долга перед государем и отечеством". Главная задача школы Николай I определил так: подготовка человека к выполнению своих сословных обязанностей.

По уставу 1828 г. хранились существующие типы школ, но узаконювались сословность, монархизм и религиозность образования. Возбуждалось преемственность между учебными заведениями (кроме гимназий и университетов, которые становились дворянскими учебными заведениями). Новый устав насаждал в школах муштру, зубрежки, официально позволял телесные наказания во всех типах школ (в гимназиях только в младших классах). Учебная нагрузка учащихся резко увеличивалось, запрещались собрания и встречи учащихся большими группами. Устанавливалась система строгого надзора за учениками и учителями.



Назад