Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

10.2. Развитие образования на Правобережной и Западной Украине


В результате первого раздела Польши (1772 г.) западноукраинские земли попали под власть Австро-Венгрии, где образование начала развиваться по австрийским стандартам. Волынь и все Правобережье до последнего раздела Речи Посполитой (1795 г.) оставались под польским влиянием.

В 70-х годах XVIII в. в Польше было проведено школьную реформу, по которой учебно-воспитательная работа велась в ведении созданной 1773 г. Едукаційної комиссии (первого в Европе министерства народного образования).

Едукаційна комиссия разделила территорию Польши на 10 округов, два из которых размещались на украинских землях: Волынский (с окружным городом Кременцем) и Украинский (с окружным городом Винницей).

Комиссия установила новую систему народного образования в Польше. В каждом округе должны быть шестикласні окружные школы с 7-летним курсом обучения. А в підокругах открывались трикласні підокружні школы с 6-летним курсом обучения. В каждом приходе предусматривались приходские школы: в городах - выше, в селах - ниже.

Что касается средних школ, то значительную часть иезуитских школ с их имуществом (1773 года орден иезуитов был отменен) Едукаційна комиссия передала Василианам. Но в этих школах было сохранено єзуїтську систему воспитания и обучения.

Все свои усилия Едукаційна комиссия направленный на создание системы образования для детей польской шляхты. Организовывая польские школы на территории Украины, она закрывала украинские учебные заведения. Для детей украинцев открывали только такие школы, в которых воспитание и обучение осуществлялось в духе католицизма.

1789 года Едукаційна комиссия выдала распорядок о закрытии "русских" церковных школ и об устранении из всех школ "русской речи". Украинцы были лишены возможности обучать своих детей на родном языке. Комиссии были не по нраву не только православные школы, но и остатки греко-восточного обряда в униатских школах. Ученикам-украинцам запрещалось отмечать религиозные праздники по греческим календарю, учеников православной веры заставляли посещать костелы.

После третьего раздела Польши в конце XVIII ст. (1795 г.) и присоединения Правобережной Украины к России Едукаційна комиссия прекратила свою деятельность, а созданные ею учебные заведения было перестроено.

Сложный путь во второй половине XVIII в. прошли образование и школа в Восточной Галичине, Буковине и Закарпатье, которые оказались под юрисдикцией Австрии. Лучшим средством насаждения и утверждения своей политики в области образования австрийское правительство считал германізацію школы.

Вся образование простого люда начиналась и заканчивалась изучением в церкви катехизиса. Лишь в отдельных селах дьяки и священники организовывали школы, в которых кроме азбуки и счета изучали Псалтырь и Апостол.

Не способствовала улучшению народного образования школьная реформа, проведенная в Австрии 1777 года, согласно которой предполагалось открытие в селах одноклассных церковноприходских, в небольших городах - тривиальных, в больших - нормальных школ. На реализацию реформ не хватало ни учителей, ни учебников, ни средств. Только после 1781 г., когда было издано специальное распоряжение, в городах и местечках Галиции начали создавать главные и тривиальные школы немецкого типа, а по селам - приходские школы.

В качестве средних школ австрийское правительство вводил гимназии, которые устраивались по германскому образцу. С 1784 г. они становятся государственными и платными. Такие гимназии существовали в Стрые, Бережанах, Бучаче Львове, Дрогобыче, Перемышле, Станиславе, Збараже и других городах, однако они были доступны только для детей состоятельных родителей через высокую оплату за обучение.

С целью онімечити украинское население 1785 года во всех учреждениях вводится немецкий язык обучения. Поэтому проблема открытия школ с украинским языком становится еще более острой. Такими школами оставались лишь церковно. Среди городских украинских школ можно назвать нормальную школу Василиан в Дрогобыче и школу при львовском братстве. Кроме того, начинается подготовка учителей для школ с немецким языком, в частности во Львове открыто учительские курсы, хоть украинцы доступа к ним не имели. Но в связи с тем, что грамотную молодежь забирали в рекруты в первую очередь, крестьяне не желали отдавать своих детей на обучение, что очень сдерживало распространения образования среди населения.

На Буковине, которая долгое время находилась под властью Турции, лишь после захвата ее 1774 года Австрией было открыто несколько школ с румынским и немецком языках. Первое упоминание о существовании школ на Закарпатье принадлежит к 1400 г. С XVII в. в Ужгороде функционировала иезуитская гимназия, в Мукачево - духовная семинария. Школы открывались и в XVIII ст., но в очень ограниченном количестве.

Западноукраинские земли (Восточная Галичина, Буковина, Закарпатье) в результате первого раздела Польши (1772) попали под власть австро-венгерской монархии. Поэтому со второй пол. XVIII в. образование на этих землях пошла несколько иным путем, чем на других территориях Украины.

Австрия объединила западноукраинские земли с частью польских в одну административную единицу. Закарпатье осталось в составе Венгерского королевства. Такой уклад сохранился почти без изменений вплоть до распада Австро-Венгерской монархии 1918 года. Австрия позволила польской шляхте участвовать в управлении краем. Как следствие, украинский народ попал под двойной гнет и вынужден был бороться с германізацією и полонизацией, а в Карпатской Украине - с мадяризацією.

Важную роль в развитии образования в Галичине в первой пол. XIX в. играл австро-венгерский школьный закон "Политическая устава школьная" от 1805 г., за которым вводился обязательное образование В каждой местности, где находился приходской священник, должна была существовать одноклассная приходская школа. Начальное образование была также представлена тривиальными и главными школами. Тривиальные школы размещались в малых городах, имели три класса: подготовительный, первый и второй. Главные школы закладывались в крупных городах, были преимущественно четырехклассные: подготовительный, первый, второй и третий. В приходских школах весь курс обучения сводился к изучению элементарной грамоты и "святого писания". Ученики тривиальных и главных школ обучались чтению, письму, арифметике, практических упражнений, закона божьего, а главным было овладения немецким языком.

Некоторые главные школы имели четвертый двухлетний специализированный класс, где учащиеся могли получать практическую подготовку. В отдельных таких школах проводились ежегодно трехмесячные педагогические курсы для подготовки учителей (препаранди). Эти школы называли нормальными.

Среднее образование была представлена гимназиями или реальными школами, устроенными по германскому образцу.

Языком обучения во всех учебных заведениях определялась немецкий язык, кроме приходских школ, где дети могли учиться на родном языке.

За школьным законом все народные школы отдавались под надзор духовенства и в Галичине они постепенно переходят в ведение консисторий: римо-католической и греко-католической. Почти все народные школы оказались под опекой преобладающей римо-католической консистории, которая запрещала преподавать на русском языке и наряду с немецким распространяла и польский языки. В тех школах, которыми ведала греко-католическая консистория, обучение проводилось преимущественно на немецком языке. Единственными школами, где не запрещали украинского языка, были приходские. В образовании Галичины воцарились фактически немецкий и польский языки, хотя церковь формально и призвала обеспечить обучение в приходах на родном языке.

Низким был состояние образования на Буковине. Австрийское правительство не заботился об образовании простого народа. Дети вынуждены были учить немецкий, польский или русский языки, а на русском языке учились только закона божьего. В 40-х годах XIX в. на Буковине действовала всего одна гимназия в Черновцах.

В плачевном состоянии находились школы и на Закарпатье. Еще в 1791-1792 гг. был издан закон, по которому все школы Закарпатья переводились на венгерский язык обучения. Здесь было всего несколько гимназий немецком или венгерским языком преподавания, в частности в Ужгороде.

В первой половине XIX в. высшее образование на западноукраинских землях сосредоточивалась в Львовском университете, реальной и технической академиях Львова и Черновицком лицее. В университете действовало четыре факультета: философский, юридический, теологический и медицинский. Преподавание велось на латинском, польском и немецком языках. Вступление украинцев к университета всячески ограничивался.

Под давлением поляков 1813 года в Галичине было отменено обязательное образование. Приходские школы почти пришли в упадок. Это было вызвано, прежде всего, тем, что родители-украинцы не хотели отдавать своих детей в школы, поскольку в армию забирали, прежде всего, грамотных людей. Важной причиной была также отсутствие учителей, которые могли бы обучать на русском языке.

Все это привело к активизации борьбы за украинскую школу, язык и литературу, по ее национальный характер. Начало такой борьбы положили молодые представители украинской интеллигенции, воспитанники духовных греко-католических семинарий и богословского факультета Львовского университета. Эта борьба началась с Перемышля.

1816 года каноник Иван Могильницкий под покровительством митрополита Михаила Левицкого основал в Перемышле "Общество галицких греко-католических священников для распространения письма, просвещения и культуры среди верных". Целью общества было распространение веры и нравственности путем издания школьных книг народном украинском языке.

С целью подготовки учителей для украинских школ 1817 года в том же Перемышле было открыто дяко-учительский институт. Его директором стал І.Могильницький. Институт работал на протяжении XIX ст.

Для возрождения музыкальной дела епископ Иван Снигурский основал в Перемышле 1828 года первую в Галичине музыкальную школу.

С 1848 г. в развитии образования в Галичине, Буковине и Закарпатье произошли определенные изменения. Они были вызваны революционными событиями, которые охватили всю Австро-Венгрию, в том числе и западноукраинские земли.



Назад