Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

10.3. Развитие педагогической мысли


Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.) - выдающийся украинский педагог, поэт, странствующий философ, представитель этико-гуманистического направления отечественного просветительства. Родился на Полтавщине. Учился в Киево-Могилянской академии, впоследствии углублял свои знания за рубежом. Вернувшись на родину, работал преподавателем пиитики в Переяславской семинарии, а впоследствии - в Харьковской коллегии. После освобождения из коллегии Сковорода до конца своей жизни остается бродячим философом и учителем.

Сковорода считал, что через распространение образования можно сделать жизнь народа счастливым. В центре его философских взглядов стояли этические вопросы - проблема человека, его природа, счастья. Счастье человека ставит в прямую зависимость от ее деятельности. Выдвинул концепцию о "сродну труд". Человек счастлив тогда, когда ее жизнь соответствует своему назначению. Счастье заключается в "сродній труда", которая соответствует внутренним способностям человека и приносит пользу обществу.

Путь к счастью, по мнению мыслителя, лежит через самопознание человеком своих способностей и наклонностей к определенному виду деятельности, каждый должен познавать себя. По сути, принцип "сродної труда" и учение о счастье фактически являются двумя сторонами этико-философской концепции Сковороды.

Опираясь на такую этико-философскую концепцию и собственный педагогический опыт, Сковорода выразил свои педагогические взгляды в диалогах, стихах, байках, притчах, письмах. В частности, проблемы воспитания поднимаются в таких притчах, как "Благодарный Эродий", "Нищий Жаворонок", "Харьковские байки" и др.

Сковорода был сторонником гуманистического подхода в воспитании, стремился к формированию мыслящей, отзывчивой, образованного человека со светлым умом и горячими чувствами, которая бы жила на благо народа. Воспитательным идеалом Сковороды есть человечность, благородство и признательность.

Сковорода первым в истории украинской педагогической мысли выдвинул идею естественного воспитания. Воспитание человека, считал он, должно быть в родстве с ее природой. Под природой человека понимал ее дарование, наклоны. "Без природы - как на окольных путях: чем дальше идешь, больше заблуждаешь", - байка "Собака и Кобыла". По мнению Сковороды, главная задача воспитания заключается в том, чтобы помочь раскрыть в ребенке его природные способности и направить ее на путь истинного счастья и служения родине.

В мыслях Сковороды о воспитании, о природе ребенка есть много такого, что напоминает идеи Руссо о свободное воспитание, за что его называли украинским Руссо. Он первым в отечественной педагогике поставил в центр внимания чувства ребенка, ее отношения с миром, ее дела, ее счастье. В отличие от французского просветителя, Сковорода не рассматривал природу, как средство изоляции детей от тлетворного общества. Предусматривал развитие природных задатков путем самосовершенствования.

В связи с идеей родства воспитания с природой человека новым в украинской педагогике прозвучало предостережение родителям и воспитателям о последствиях обучения без учета природных возможностей ребенка. В басне "Жаворонок" читаем: "Много людей без природы начинают большие дела и плохо заканчивают".

Сковорода - сторонник принципа народности в воспитании. Воспитание должно отвечать интересам народа, питаться из народных источников и храниться в жизни каждого народа. Он - ярый сторонник воспитания детей на основе отечественного опыта. Как и другие украинские просветители, Сковорода высмеивает стремление дворян и казацкой старшины воспитывать своих детей вроде западноевропейских магнатов и с помощью иностранных учителей.

Сковорода указывает, что воспитание должно быть общедоступным, бесплатным, охватывать все слои населения, особенно народные массы: "воспитание и убогим нужно".

Важными средствами воспитания Сковорода называет родной язык, народную педагогику. Первым из педагогов прошлого требовал изучения устного народного творчества, которая хранит сокровища народной мудрости. Отстаивая родной язык, он пользовался ею в учебных целях. Для учащихся Харьковской коллегии перевел на русский язык басню Эзопа "О Волка-музыканта".

Сковорода выступает за гармоничное воспитание, понимая его как единство умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Умственное воспитание - важный элемент педагогической системы Сковороды. Ум - главный регулятор человеческой деятельности. Опираясь на знания, человек может познать добро и зло, оценить явления навколишньоі действительности.

Он советовал постоянно заниматься наукой: "Когда не любить всей душой полезных наук, то всякий труд будет напрасным". Усваивания знаний обеспечивается серьезными занятиями.

Сковорода - непревзойденный мастер и сторонник индивидуальной работы с учащимися. Наряду с лекциями в учебе он высоко ценил доклады, беседы, беседы с учащимися. Особое значение придает самостоятельным практическим занятиям учащихся в обучении, среди них называет такие формы как перевод на родной язык иностранных авторов, стихотворные переводы прозаических произведений, переписка и т.д. Ценя лекционную форму обучения, он критически относился к распространенных тогда диспутов, которые имели в коллегиях схоластический характер и сразу вызвали у студентов.

Сковорода подчеркивал важное значение нравственного воспитания. Главной задачей нравственного воспитания считал воспитание человечности, благородства и благодарности.

Сковорода был сторонником трудового воспитания, указывая на определяющую роль "сродної труда" в жизни человека. Именно через труд, по его мнению, лежит нравственное совершенствование человека. Важным является положение Сковороды о полезности и почесність любой труда, профессии, лишь бы она отвечала призванию человека и приносила пользу обществу. Достоинство человека определяется результатами его труда.

Физическое воспитание, по мнению Сковороды, должно начинаться еще до рождения ребенка и заключаться в здоровом образе жизни родителей, в заботе о матери в период беременности и кормления ребенка.

Средствами физического воспитания называет режим, чистоту, аккуратность, правильное питание, умеренность во всем, физические упражнения, труд и здоровый образ жизни.

Важным средством эстетического воспитания называет музыку.

Выражает важные мысли относительно семейного воспитания. Считает, что дети должны расти в атмосфере глубокого уважения и любви к родителям. Родители - первые воспитатели и наставники молодежи. Ставит вопрос о культ отца и матери в семье, называя их иконами божьими для детей.

Мыслитель одобряет родителей, которые учат детей жизненной мудрости, поощряют трудолюбия. В то же время он критиковал родителей, которые не учат своих детей жизненной мудрости, а то и поощряют их к праздности, чванства, эгоизма ("Нищий Жаворонок"). Тех родителей, кто перепоручал воспитание своих детей нянькам, называл "полу-родителями", сравнивал их с кукушками, что подбрасывают яйца в чужие гнезда.

Ставил вопрос о учителя, высоко ценил учительскую работу. Предъявлял высокие требования к учителю, определял его руководящую роль в учебном процессе. Среди основных черт учителя выделял любовь и уважение к личности ученика, достоинство, бескомпромиссность, честность, служение добру. Безграничная любовь к воспитанников в нем сочеталась с большой требовательностью к ним.

Иван Петрович Котляревский (1769-1838) - талантливый писатель, педагог и общественный деятель, которого Т.Шевченко считал своим предшественником. Родился в Полтаве, где окончил семинарию. Он сделал первый шаг к созданию украинской национальной литературы и педагогики. Во взглядах Котляревского на воспитание воплощены гуманные черты отечественной классической педагогики. Он верил в великую силу воспитания. Цель воспитания усматривал в подготовке граждан, полезных родине и народу, образованных патриотов.

Находился на должности попечителя Дом для воспитания бедных детей дворян в Полтаве. Занимаясь педагогической деятельностью, проявлял себя как гуманист и демократ. Он с симпатией относился к детям, через произведения литературы и искусства стремился воспитать в них лучшие моральные качества. Педагогические его мысли были проникнуты духом народности, формировались на основе лучших традиций народной педагогики.

Котляревский был сторонником гармоничного развития и всестороннего воспитания подрастающего поколения. На своей должности заботился о интеллектуальное и эстетическое воспитание, о развитии у детей вкуса к литературы и искусства. Выступая с гуманистических позиций, одобрял гуманные методы воздействия на ребенка, предпочитая рассказы, беседе, разъяснению материала, ценил личный пример и авторитет педагогов в деле воспитания.

Любопытные взгляды Котляревского относительно семейного воспитания. Он подчеркивал обязанности родителей перед детьми, ответственность за их будущее. В "Энеиде" он гневно осудил родителей, которые небрежно относятся к воспитанию своих детей.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) - выдающийся украинский писатель, поэт, художник, общественный деятель. Родился в с. Моринцы Черкасской области. Начальное образование получил в благодарность, после выкупа из крепостничества учился в Петербургской Академии художеств, затем вернулся на Украину. Был активным членом тайной политической организации Кирилл-Мефодіївське Братство, где возглавил революционно-демократическую группу. 1847 года Шевченко арестовали и сослали в Оренбургские степи рядовым солдатом. После ссылки жил в Петербурге. Педагогические взгляды Шевченко нашли место в его стихах, публицистических и художественных произведениях.

Он верил в великую силу воспитания. В повести "Близнецы" показал, какая может быть разница между двумя мальчиками благодаря воспитанию. Он изобразил образы двух братьев-близнецов, один из которых учился в гимназии и университете и сделался полезным человеком, а другой воспитывался в кадетском корпусе, где из него витруїли все человеческое.

Из произведений Шевченко можно получить четкое представление о его воспитательный идеал. Таким идеалом для него был человек с многогранными знаниями и высокими моральными качествами, который способен применять свои знания в жизни, умеет ценить искусство, любит труд. Воспитательном идеалу Шевченко присуща такая черта, как трудолюбие. Работа должна занимать, по его мнению, главное место в жизни человека. В повести "Капитанша" он писал: "Я всегда заздритиму тебе, счастливый благородный трудівнику".

Шевченко подверг острой критике сословную систему образования в царской России. Он указывал на недостаточное количество учебных заведений на Украине, а из тех заведений, что существовали, выходили духовно искалеченные молодые люди. В повести "Княжна" он описал недостатки начального обучения. Учителями были малограмотные дьячки, которые учили за церковными книгами. Обучение сводилось к тому, чтобы научить детей читать религиозные книги и воспитать их в духе повиновения. Такое обучение Шевченко охарактеризовал словами "бессмысленное "тцу-мну". В произведениях Тараса Григорьевича звучит также критика учебно-воспитательной практики сословных учреждений: кадетских корпусов, пансионов и институтов благородных девиц.

Шевченко мечтал о настоящую народную школу, построение которой связывал, прежде всего, с революционной перестройкой общества. Народную школу представлял, как школу, где царит родной язык. Ставил также вопрос о необходимости образования для женщин наравне с мужчинами.

Шевченко горячо болел за открытие воскресных школ, поддерживал их материально. Его большая заслуга заключается в написании учебника на русском языке, предназначенного для воскресных школ ("Букваръ Южнорусский", 1861 г.). Учебник отличался от всех предыдущих букварей тем, что те ориентировались на чтение непонятным складов, а этот имел целью сначала научить букв, а потом уже читать связные тексты. Выпустил тиражом в 1000 экземпляров, все вырученные деньги отдал на воскресную школу.

Шевченко собирался написать и другие учебники для воскресных школ (арифметику, географию, историю, этнографию). Но его преждевременная смерть не дала этого сделать.

Исключительную роль в воспитании детей отводил семьи. С большой симпатией писал о воспитании детей в трудовых семьях, где матери заботятся о своих детях, где упорный труд укрепляет человечность в отношениях. Сочувственно изображает крестьянские вдовины семьи, где сохраняются добрые отношения, несмотря на нищету. С уважением относится к женщине-матери. В повести "Наймичка" изобразил маму-крестьянку, которая скрывала свое материнство от сына ради его благополучия.

Совсем по-другому Шевченко изображает помещичьи семьи, где убогая мораль пагубно влияло на воспитание детей. Заклеймил тех аристократок, которые безответственно относятся к воспитанию своих детей. Такова мать-помещица из повести "Прогулка с удовольствием и не без морали", которую больше интересует наряд, чем собственные дети.

Ведя борьбу за народное образование, Шевченко не мог обойти лица учителя. Он критиковал тупых и ограниченных учителей старой школы. В повести "Княжна" он обрисовал образ такого учителя - благодарение Совгиря, который избивая детей, требовал при этом не кричать, а вслух читать пятую заповедь. Вместе с тем он с уважением отзывается об учителях, которые ставили себе целью беззаветное служение народу. Примером этому может быть образ попечитель гимназии из повести "Близнецы".

Кулиш Пантелеймон Александрович (1819-1897) - известный украинский писатель, педагог, историк, фольклорист и общественный деятель. Родился в Сумской области, учился в Новгород-Сиверский гимназии. Получал высшее образование в Киевском университете. Длительное время учительствовал в дворянских училищах в Киеве, познакомился с Костомаровым, Шевченко и через них стал членом Кирилл-Мефодіївського Братства. Короткое время (в 1844 г.) был учителем в театральной школе в Ровно, откуда переехал в Петербург и там снова работал учителем в гимназии, затем - преподавателем Петербургского университета. Одновременно печатался в ж. "Современник", сблизился с передовой петербургской интеллигенцией. Академией наук Кулиш был снабжен за границу для получения ученого звания профессора славянских литератур. Но после разоблачения Кирилл-Мефодіївського братства Кулиша арестовывают и высылают в Тулу. После трехлетнего ссылки вернулся на Украину, где занимался образовательно-пропагандистской деятельностью.

Кулиш был високоерудованою человеком, в совершенстве знал шесть основных европейских языков. В произведении "Записки о Южной Руси" впервые принял новое украинское правописание, который позже получил название "кулешовка" и стал началом стабильного украинского правописания. До этого правописание нашего языка через принадлежность украинских территорий в разных государств был пестрым и неуніфікованим.

Кулиш ставил вопрос о необходимости украинского учебника для изучения "первой науки писательства". Написал украинскую "Граматку", которую одобрительно оценил Шевченко. Своему содержанию этот учебник направлен на воспитание у детей любви к родному краю, народа, истории и культуры. Кулиш иллюстрировал его содержательными дидактическими текстами, которые включали сведения из героической истории украинского народа, его культуру и фольклор, чем учебник способствовал развитию патриотических чувств у детей.

С целью расширения сфер применения украинского литературного языка и привлечения ее к передовой мировой культуры осуществил переводы на русском языке Библии, произведений Гомера, Гете, Гейне, Шекспира, Байрона, Шиллера и др.

Культурно-образовательная деятельность членов кружка "Русская троица". Значительное место в развитии прогрессивной педагогической мысли в Западной Украине в I пол. XIX в. принадлежит Маркияну Семеновичу Шашкевичу (1811-1843), Ивану Николаевичу Вагилевичу (1811-1866), Якову Федоровичу Головацкому (1814-1888). Вокруг них во Львовской семинарии, где они учились, объединилась в кружок под названием "Русская троица" передовая демократическая украинская молодежь, которая стала в условиях австрийского, венгерского и польского гнета на защиту языка и культуры родного народа.

"Русская троица" была первым предвестником национального возрождения 40-х годов XIX в. Кружковцы взялись за реализацию смелой в то время идеи - создание в Галичине национальной украинской литературы.

1833 года кружковцы во главе с Шашкевичем упорядочили рукописный сборник "Сын Руси", в которую входили главным образом поэтические произведения участников кружка (всего 14 стихов). Авторы сборника обращались к галицкой молодежи с призывом: "хватит спать, просыпайтесь. Вместе к свету, други оживленные!" Это был первый огонек национального возрождения.

в 1834 году "Русская троица" подготовила второй сборник - фольклорно-литературный альманах "Заря", куда вошли народные песни, думы, собственные произведения кружковцев. Она открывалась портретом Богдана Хмельницкого и очерком Шашкевича о нем. Но галицкая цензура запретила печатать эту сборку. Она была напечатана в 1837 году в Будапеште под названием "Русалка Днестровая". Большую часть тиража правительством было конфисковано. Но большая дело было сделано. Это была первая на западноукраинских землях книга народной на русском языке, напечатанная украинским алфавиту.

Главной идеей, которая пронизывала все научные, литературные и публицистические труды деятелей "Русской тройке", была идея единства украинских земель. Основой их творчества была глубокая народность, гуманизм, патриотизм. Они первыми осудили архаичную книжность, псевдокласику, обратились к своему народу на родном языке и проникли в тайны творчества народного духа". За это И.франко назвал их "Первыми будителями народного духа в Галичине".

М .шашкевич, І.Вагилевич и Я.Головацький считали народное образование "первейшей потребностью всего народа". Об этом писал Шашкевич в изданной им 1836 года брошюре "Азбука и abecadlо". Здесь же он выступал за использование в литературе украинского алфавита в отличие от применяемой тогда польской или латинской транскрипции.

Шашкевич написал первую в Украине "Чтение для малых детей", которая была издана в 1850 г. И хотя при жизни автора она не увидела свет, однако оставила значительный след в истории отечественной педагогики.

Александр Васильевич Духнович (1803-1865) - наиболее выдающийся представитель культурно-образовательного движения на Закарпатье, писатель, один из первых профессиональных ученых-педагогов в Западной Украине. Родился в с. Тополь на Пряшивщине в семье священника. В Ужгороде окончил гимназию, а затем духовную семинарию. Сначала работал домашним учителем, затем нотариусом в епископской канцелярии. В течение 1844-1865 гг. был священником и каноником Пряшівської епархии, одновременно преподавал русский язык в Пряшівській гимназии. Духнович принимал активное участие в культурно-просветительской деятельности: сотрудничал в газетах "Вестник", "Заря Галицкая", "Церковная газета"; сыграл важную роль в открытии более 70 начальных народных школ на Закарпатье. Основал общество "Литературное заведение Пряшевское", которое подготовило к изданию 12 букварей, много школьных учебников, альманахов, календарей.

Духнович является автором первого на Закарпатье народного букваря - "Книжица читальная для начинающих" (1847), составил первые на Закарпатье школьные учебники по географии и истории "Краткий землепис для молодых русинов", с русского языка "Сокращенная грамматика грамотного русского языка".

Он написал первый в Западной Украине систематизированный учебник по педагогике "Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских" (1857). Книга построена в форме коротких вопросов и развернутых ответов. Она состоит из "Предисловия для родителей", "Вступления", 12 разделов и "Приложении".

В системе педагогических взглядов Духновича видное место занимает идея народности воспитания. Он требовал, чтобы учитель "в детях народолюбие возбудил и в сердце их закрепил любовь к своей народности". Отстаивал право простых людей на образование, боролся за то, чтобы для них открывались школы с обучением на родном языке и там обучали учителя из народа. Важным средством воспитания в духе народности рассматривал народную песню.

В своей "Педагогії..." Духнович отводит воспитанию в жизни человека решающую роль. Человек без воспитания, по его мнению, будет неспособной и ненужной, подобно необработанной земли, которая способна выдержать только сорняк. Общей целью воспитания считал формирование человека - гражданина и патриота.

Он, как и Коменский, проповедовал принцип природосообразности в воспитании. Исходя из этого принципа, Духнович требовал учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Указывал на необходимость равномерного развития всех сил ребенка.

Сердцевиной воспитания Духнович считал формирование высоконравственной личности. Важными средствами нравственного воспитания он называл упражнения и наставления. Дети должны научиться различать честное и нечестное, подражать высоконравственных людей.

Духнович особо подчеркивал воспитании трудолюбия, поскольку рассматривал труд важным фактором становления личности. Труд является средством физического и интеллектуального воспитания. Духнович разработал систему трудового воспитания и обучения, он выдвинул идею совмещения учебы с сельскохозяйственным трудом.

Как необходимое условие воспитания и подготовки детей к труду, по мнению Духновича, является их физическое воспитание. Он разработал систему физических упражнений, которая включает: природные упражнения (бег, прыжки, купание, лазанья и др.); совместные игры, где развиваются тело и умственные способности; трудовые игры (сбор ягод, грибов и др.), специальные физические упражнения.

В процессе умственного воспитания Духнович советовал не только расширять у детей круг знаний, но и развивать их познавательные способности. Он определял предметы, которые надо изучать в начальной школе: географию, ботанику, зоологию, современные иностранные языки, земледелие, садоводство, пчеловодство.

В "Педагогії..." Духнович большое внимание уделял разработке дидактических проблем. На первое место в обучении ставил наглядность, потребность в которой следует, по его мнению, с конкретности мышления ребенка. Наглядное обучение способствует сознательному усвоению знаний. Духнович одним из первых обосновал принцип активности, указав, что обучение является двусторонним процессом, который включает активную работу учителя и учеников. Он также отстаивал принципы сознания, доступности и основательности усвоения знаний.

Относительно организации учебного процесса Духнович рекомендует практиковать групповую работу учащихся. Класс надо разделить на несколько (три) групп, руководствуясь детскими способностями. Учитель работает с группами не только фронтально, а и дифференцированно, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие каждого ученика.

В воспитании и обучении советовал осторожно использовать поощрения и наказания, отмечая, что за обучение и тупость ума бить "бесчеловечно есть".

Решающую роль в формировании личности Духнович отводит учитель: "Кто дал тебе воспитание, тот больше тебе дал, чем тот, кто дал тебе жизнь". Учителей он называл "просветителями народа". К учителя ставил высокие требования, ведь он не строит некую "ломкую вещь, но человека": должен иметь истинное призвание к профессии, хорошо знать свой предмет, быть высоконравственным, уметь работать с детьми, не должен замыкаться в рамках своей профессии, а распространять знания среди всего народа.

Большое значение в воспитании детей принадлежит семейном воспитании. Родители - это первые наставники и перед ними Духнович ставит большие задачи: быть примером для детей, готовить их к обучению, к трудовой и общественной деятельности, воспитывать из них достойных граждан.



Назад