Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

11.2. Теоретическое обоснование педагогики


В решении данного вопроса Ушинский пошел значительно дальше, чем любой из европейских педагогов XIX ст. Тогдашняя педагогика везде находилась, как отмечал Ушинский, в немовляцтві и не выходила за пределы педагогических правил и наставлений. Но воспитание имеет свои объективные законы и педагогу необходимо знать эти законы. Выступая против эмпиризма в педагогике, Ушинский писал: "Главное дело совсем не в изучении педагогических правил, а в познании научных основ, из которых эти правила вытекают."

Причины недостаточного развития педагогической науки в России Ушинский усматривал в недостаточном внимании общества к проблемам воспитания, в крайне неудовлетворительном состоянии народного образования в стране. Определяя предметом педагогики человека, Ушинский отмечал также недостаточный уровень развития наук о человеке, с которым педагогика должна черпать данные для понимания процессов обучения и воспитания. Большинство из этих наук сами находились в зачаточном состоянии. Еще одной причиной была бедность и бессодержательность педагогической литературы в России.

Ушинский считал, что педагогика может стать наукой в полном смысле слова, если она будет тесно связана с жизнью, выражать потребности общества и опираться на данные наук о человеке.

Он преодолел ограниченность тогдашней педагогики и обосновал ее как науку, которая, прежде всего, изучает законы и закономерности педагогических явлений, а уже на их основе выводит педагогические правила. Суть педагогики как науки Ушинский различает в "широком смысле" - как синтез фактов наук о человеке для объяснения педагогических явлений; в "узком смысле" - как собрание воспитательных правил или собственно теорию воспитания.

Источниками теории педагогики называл весь комплекс "антропологических наук", куда относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, политэкономию, историю. Из указанного круга наук главное значение придавал психологии. Именно на ее основе Ушинский обосновал педагогическую науку в своем фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания". Педагогическая наука сопоставляет факты наук о человеке и на их основе дает прямые указания относительно последствий тех или иных педагогических приемов.

Педагогика без опоры на антропологические науки не может развиваться и останется голой рецептуре. Только знания научных основ педагогики дает возможность творчески решать сложные проблемы формирования человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях."

Педагогику, как указывает Ушинский, нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Ей нельзя научиться как математике, химии, астрономии. Кроме знаний она предусматривает и умение применять их на практике. Педагогика не исследует прошлого или настоящего, а имеет целью создания нового, чего еще не было. В этом отношении Ушинский называет педагогику самым высоким искусством. Она удовлетворяет наивысшую из потребностей человека - совершенствование человеческой природы: "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества".

В контексте этой проблемы Ушинский обосновывает вопрос о взаимоотношении педагогической теории и практики. Указывая на необходимость педагогических знаний для педагога, он с горечью констатирует разрыв теории и практики воспитания. Он не терпел в педагогике бессодержательных кабинетных теорий, так же относился к узкого практицизма. Воспитание, которое не опирается на педагогическую теорию, сравнивает с пустоцвітом, с знахарством в медицине. "Мы не называем медиком того, кто лечит с помощью лікувальників, где собраны рецепты и медицинские советы, так точно мы не можем назвать педагогом того, кто изучил только педагогические правила и наставления."

Важнейшим источником педагогических знаний Ушинский называл педагогическую литературу, которая нужна как для учителей, так и для родителей.



Назад