Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

11.3. Принцип народности воспитания


Эта идея является центральной в педагогической системе Ушинского. Она характерна также для взглядов таких выдающихся украинских педагогов как О.Духнович из Закарпатья, Ю.Федькович из Буковины и др. Но эту проблему на подлинно научной основе впервые разработал Ушинский.

Термин "народность" Ушинский объясняет как своеобразие каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географическими, экономическими, политическими и другими условиями его жизни. Народность - это национальная самобытность народа и основывается она, по мнению выдающегося педагога, прежде всего, в характере народа.

Ушинский выступил против попыток российского правительства провести школьные реформы путем заимствования в иностранной системы воспитания. Он считал, что общественное воспитание является продуктом длительного исторического развития нации, его невозможно придумать в кабинете или заимствовать у других народов. Цель воспитания, по его мнению, определяется особой идеей о человеке, свойственной для каждого народа: "Каждый народ имеет свой особый идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях." "Воспитание берет человека всей со всеми ее народными и частичными особенностями, - ее тело, душу, разум, - и, прежде всего, обращается к характера, а характер и есть именно тот грунт, в котором основывается народность..."

Ушинский доказывает, что не только на практике, но и в теории не существует общей воспитательной системы для всех народов. У каждого народа своя особая система воспитания, и как нельзя жить по образцу другого народа, так же нельзя воспитываться за чужой заимствованной педагогической системой.

В методологическом плане принцип народности воспитания выступает как коренная закономерность развития системы образования и воспитания в любой стране. Эта система должна строиться в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны. При условии соблюдения данного принципа воспитания осуществляется в духе народных обычаев, традиций, черт национального характера и психологии своего народа.

Составной частью идеи народности в Ушинского стоял вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы воспитания.

Ушинский пытается творчески использовать традиции народной педагогики в своей педагогической системе. Это особенно хорошо просматривается в его учебниках "Детский мир" и "Родное слово", где он знакомит детей с народной жизнью, широко использует народный фольклор: поговорки, загадки, пословицы, сказки, стихи.

Выдающийся педагог не отрицал использование педагогического опыта других народов, но требовал, чтобы его усвоения было критическим. Указывая на недопустимость механического переноса воспитательных систем из одной страны в другую, он говорил о целесообразности использования лучших элементов воспитательного опыта народов, но полностью построить воспитание в своей стране на этих элементах также невозможно.

Важнейшим признаком и лучшим выразителем народности Ушинский называет родной язык. В статье "Родное слово" раскрыл роль языка в жизни народа. В ней сконцентрирован весь исторический опыт народа, его культура: "Пока живая народная речь в устах народа, к тому времени жив и народ".

Поскольку воспитание должно быть народным, то, как указывает Ушинский, родная речь должна занимать центральное место в воспитании человека. Он критиковал политику российского царизма в украинских школах и подчеркивал, что обучение в них должно происходить на родном языке.



Назад