Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

11.4. Дидактические взгляды


Ряд сформулированных Ушинським дидактических положений лежат в основе современной отечественной педагогике.

Он преодолел разногласия между материальной и формальной концепциями о наиболее целесообразный характер образования. Согласно теории материальной образования функция обучения заключается, прежде всего, в усвоении учащимися фактического материала; согласно теории формального образования - в развитии умственных сил учащихся (их мышления, памяти, внимания и др.). Ушинский научно обосновал положение о органическое единство овладение знаниями и умственного развития школьников в процессе обучения.

В тесной связи с первой проблемой Ушинский решал вопрос о функции обучения. Перед обучением ставил три основные задачи: образовательное, воспитательное и развивающее, которые всегда должны выступать в единстве.

Ушинский по-новаторски подошел к разработке дидактических принципов. В его произведениях нашли обоснование такие принципы обучения: наглядности, сознательности и активности, последовательности и систематичности, прочности знаний, связи обучения с жизнью, эмоциональности, сочетание интереса и ответственности. В процессе обучения все принципы не выступают самостоятельно, а органично взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Ушинский первым научно обосновал принцип наглядности обучения. Он связал его не только с зрительными ощущениями, как это было у предшественников, а дал психологический анализ, указав, что наглядное обучение вытекает из особенностей мышления школьников: "Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..." и нельзя заставить его мыслить иначе. Поэтому обучение должно строиться на живом созерцании, на конкретных образах, по формуле: от конкретного к абстрактному. Указывает на тесное сочетание наглядности и слова (чтение, рассказы, беседы и т.д.).

По-новому объяснил принцип сознательности и активности обучения. Невозможно активное обучение, что не сопровождается пониманием. По его мнению, и сознание, и активность неотделимы: активность является формой, в которой осуществляется сознательное обучение. Он указывал, что знать наизусть - еще не значит знать. Критерий качества знаний - степень их понимания учениками. Условия реализации этого принципа: обучение на родном языке, связь обучения с развитием мышления, доступность материала, четкое формирование основных положений и др.

Принцип последовательности и систематичности понимал в том, что обучение надо строить так, чтобы оно в определенной последовательности производило учеников в единую систему знаний и навыков. Для реализации принципа Ушинский советует учить детей сравнивать, классифицировать предметы. В своих учебниках значительное место отводил соответствующим упражнениям.

Принцип прочности усвоения знаний, как считал Ушинский, реализуется, прежде всего, через повторения и упражнения. Учитель, который не будет придерживаться этого правила будет напоминать извозчика, который мчится от станции к станции и не оглядываясь розгублює все, что везет.

Новым звучит в Ушинского принцип сочетания интереса и ответственности в обучении. Требует, чтобы обучение мало серьезный характер: "Учить играя можно только детей до семилетнего возраста." С первых дней надо воспитывать у детей отношение к учебе как к серьезной работы. А серьезный труд, как указывает великий педагог, всегда тяжелая.

Качество учебного материала, по мнению Ушинского, зависит, прежде всего, от методов, которые использует учитель. Он придавал важное значение методам устного изложения, лабораторно-практическим работам, письменным и устным упражнениям, работе с книгой.

Среди методов устного изложения обращал внимание на рассказ, с помощью которой в большинстве случаев передаются ученикам новые знания. Поэтому к рассказу ставил высокие требования: строгая последовательность изложения и выделение главного, убедительность мыслей, живая и образная речь учителя.

Лучшим методом обучения для всех возрастных групп школьников называл беседу, особенно сократичну. Но подчеркивал, что это чрезвычайно сложный метод, который требует высокого мастерства учителя. Предостерегал, что беседа не предназначена для передачи нового материала, как это ошибочно считали, а "для лучшего усвоения уже явились причиной".

Ушинский был сторонником классно-урочной системы обучения и много сделал для ее совершенствования. Новым было его учение о структуре и типы уроков. С учетом дидактической цели он выделил следующие типы уроков:

- смешанный урок (содержит повторения пройденного и объяснение нового);

- урок устных и практических упражнений (повторение и закрепление материала);

- урок письменных упражнений (развитие навыков письменной речи);

- урок оценки знаний;

- урок сообщение новых знаний.

Структуру урока выводил из общих ступеней обучения и познания. Таких ступеней Ушинский установил три: чувственное восприятие; мислительна переработка; закрепление в памяти и привычках. На основе этого выделил три последовательно связаны между собой структурные части урока:

1. Осуществления сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся целеустремленности на интенсивное восприятия материала;

2. Решения основной задачи урока;

3. Подведение итогов и закрепление приобретенных знаний и умений.

В системе дидактических взглядов Ушинского важное место занимает проблема учебника. Хороший учебник называл фундаментом хорошего обучения. Учебники должны соответствовать воспитательным, образовательным и развивающим целям обучения, основным дидактическим принципам и правилам. Этим требованиям полностью соответствуют написаны Ушинським учебники "Детский мир" и "Родное слово".



Назад