Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

11.5. Проблема гармоничного развития и воспитания личности


В педагогической системе Ушинского важное место занимают вопросы воспитания, в которых он опирался на идею гармоничного развития личности. Гармонично развитой считал человека, в которой совмещены умственная зрелость, нравственное совершенство, физическое и эстетическое развитие. Все стороны воспитания рассматривал как единый процесс, где они, как и в действительности, переплетаются между собой и обусловливают друг друга.

Главным считал нравственное воспитание: "Мы смело выражаем уверенность, что влияние моральный составляет главную задачу воспитания, более важно, чем развитие ума и наполнение головы знаниями." В своих трудах Ушинский много внимания посвятил обоснованию средств и методов нравственного воспитания детей.

Средства морального воздействия охватывают семью, школу и среда, в которой находится ребенок после классных занятий. Основы нравственного воспитания закладываются в семье, где большое значение имеет уклад семейной жизни, отношения между родителями и т.д. Продолжается нравственное воспитание в школе, где все, по мнению Ушинского, должно быть моральным, а именно:

- содержание учебного материала, что предусматривает подбор соответствующих произведений для чтения, предложений для разбора, использование пословиц, поговорок, сказок и т.д.;

- личный пример учителя как в школе, так и в жизни;

- разумно устроена учебная деятельность детей: "В школе должна царить серьезность, которая допускает шутку, но не превращает в шутку всей дела, ласковость без притворства, порядок без педантизма, а главное - постоянная умственная деятельность".

Первоисточником формирование моральной стороны ребенка, равно как и всех других ее сторон, в жизни и в воспитании выступают средства природы. По утверждению Ушинского, эти средства являются наиболее доступные для детского восприятия. Главная задача педагога - научить детей видеть и наблюдать красоту природы. Для этого он советовал проводить экскурсии в природу, уроки на лоне природы, где дети познают красоту и величие родной земли.

Большое значение на формирование нравственности ребенка производит игра: "Игра есть свободная деятельность ребенка. В ней формируются все стороны человеческой души, ее ум, ее сердце, ее воля..." В игре дети испытывают свои силы и учатся самостоятельности. Через коллективную игру осуществляется познания и вхождения в систему общественных отношений.

Основным фактором и средством воспитания Ушинский называет труд. По его мнению, она является источником не только физического, умственного и нравственного совершенствования, но и существование человека вообще.

Перед воспитанием ставит задачу формировать у детей серьезное отношение к труду, прививать воспитанникам не только уважение и любовь к ней, но и привычку работать: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать ее не для счастья, а готовить к жизни."

В воспитании отводит важную роль не только физической, но и умственной работе. Указывает, что умственный труд - один из самых тяжелых видов человеческого труда: "Мечтать легко, приятно, но думать трудно." Она является основной вид деятельности ребенка в школе, поэтому школа призвана приучить ребенка к умственного труда и сформировать серьезное отношение к ней.

Ушинский предлагает такие методы нравственного воспитания детей:

- личный пример воспитателей;

- подражания, которое должно вытекать из чувств, стремлений и действий, которые доступны ребенку. Тогда оно станет внутренним и будет отличаться от внешнего обезьянничание;

- упражнения для выработки моральных привычек: "Хорошая привычка - это моральный капитал, проценты с которого человек пользуется всю жизнь";

- убеждение. Выступал против морализаторства: "Приучая слушать слова нравственности, вы готовите лицемеров, которые используют их в качестве ширмы для своих собственных недостатков. Все в школе и в преподавании должно быть моральным, так чтобы именно говорило за себя и не мало потребности в сентенціях";

- наказание и поощрение. Рекомендует осторожно относиться и по возможности избегать их: "Поощрение и наказание не безвредны гигиенические средства, которые предупреждают болезни или излечивают ее, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью."

Методы наказания должны применяться в соответствии с педагогического такта и быть такими, чтобы не оскорблять достоинство ребенка. Наиболее приемлемыми среди них Ушинский называл предупреждения, замечания, низкая оценка поведения. Среди поощрений выступал против материальных вознаграждений, предлагал использовать моральные поощрения в виде одобрения, признания успеха или др. "Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано. Это убивает стремление к совершенствованию".

Основными средствами эстетического воспитания Ушинский считал природу, труд, содержание школьного образования, искусство. В учебные планы народных школ предлагал включить предметы эстетического цикла: рисование, музыку, пение. Особенно ценил участие детей в хоровом пении: "Если споет школа - споет страна." Ушинский считал, что для эстетического развития ребенка важно приобщать ее к народной поэзии, народных традиций, проводить в школе праздника зимы, весны, лета, осени. Все это приносит детям радость и развивает эстетические вкусы. В связи с этим ставил вопрос о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

В отношении физического воспитания Ушинский утверждал, что поскольку у детей существует естественная потребность к движений, ее нужно удовлетворять. Обращал внимание на необходимость для детей частой смены деятельности. Ребенок устает не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Предлагал применять во время обучения фізкультпаузи. Гимнастика, различные физические упражнения, прогулки на свежем воздухе не только способствовали бы сохранению здоровья детей, но и свежести и живости их обучения.



Назад