Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

11.6. Ушинский о учителя и его подготовке


Лицо учителя, по мнению Ушинского, значит все в деле воспитания, поэтому он должен быть всесторонне подготовленным к учительской работы.

Выдающийся педагог указывал, что народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связана с ним, знает народную речь, живет народными интересами. Учитель должен быть высокообразованным человеком с энциклопедическими знаниями, любить свою профессию, быть всегда заинтересованным в совершенствовании своего мастерства, владеть педагогическим тактом. Ему важно знать свое дело, четко представлять цель педагогической деятельности, иметь высокую практическую подготовку, владеть методикой обучения и воспитания, уметь излагать свои знания определенно и точно быть не только хорошим преподавателем, но и не менее умелым воспитателем.

Ушинский отмечал, что учитель должен быть психологом, знать психологию ребенка, изучать и хорошо знать своего питомца, ежеминутно находиться в сфере психологических явлений. Необходимым условием успеха учителя является его знакомство с научными основами педагогики и построение своей деятельности на передовых достижениях педагогической теории.

Если народный учитель хочет иметь моральное воздействие на детей и их родителей, его жизнь не должно противоречить школьным установкам. Он должен иметь привычку к простого, скромного, деятельного и честной жизни; знать жизнь и быт тех детей, которых будет учить.

Ушинский был недоволен системой подготовки народных учителей в России. В статье "Проект учительской семинарии" он разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения по созданию в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.

Для повышения квалификации народных учителей Ушинский предлагал организовывать при семинариях высшие педагогические курсы, ежегодные лекции по педагогике и психологии, он положительно относился к проведению учительских съездов, собраний, совещаний.

Ушинский разработал проект учительской семинарии, куда советовал принимать только тех, в ком можно предусмотреть хороших учителей. Предварительный отбор семинаристов происходит через обучение в течение нескольких лет в подготовительной учительской школе с последующей сдачей экзамена. Воспитанники, уже приняты за экзаменом, должны оставаться в семинарии три месяца и ждать окончательного зачисления, которое осуществляет ученый совет семинарии по каждому воспитаннику отдельно.

В семинарии наряду с изучением необходимых учебных предметов происходит основательная практическая подготовка будущих учителей. Ушинский считал, что народный учитель должен в совершенстве владеть письмом, уметь рисовать, чертить, выразительно читать и обязательно петь. Кроме общих и специальных предметов семинаристы должны прослушать курс естественных наук, подходит для объяснения предметов, окружающих крестьянского мальчика, короткие курсы сельского хозяйства и практической общедоступной медицины. Народный учитель должен уметь советом и делом подать нужную агроном. и медицинскую помощь крестьянам.

Главную деятельность учительской семинарии Ушинский усматривал в практических занятиях. С целью практической подготовки будущих учителей он впервые вводит педагогическую практику для семинаристов.

Ушинский считал целесообразным ввести институт классных ординаріїв, то есть таких старших учителей класса, которые, преподавая в своем классе как можно больше уроков, вместе с тем следили бы за преподаванием всех других предметов в классе, а также за успехами учащихся этого класса. По сути Ушинский предложил идею введения должности классного руководителя.

Важны мнения Ушинского о необходимости предоставления педагогического образования женщинам. Работая в Смольном институте, он открыл для воспитанниц педагогический класс. Указывал, что "тщательностью, точностью в исполнении своих обязанностей, терпением и умением обращаться с детьми женщины могут превосходить мужчин."



Назад