Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

12.1. Образование на территориях подроссийской Украины


Учительство в подроссийской Украине во второй пол. XIX - нач. XX в. развивалось под влиянием ряда российских образовательных реформ. Изменения произошли в начальной, средней, высшей образовании.

Начальное образование с 1864 г. регламентировалась "Положением о начальные народные училища". В начальных народных училищ относились элементарные школы всех ведомств (церковно, министерские, земские, железнодорожные и др.), городские и сельские, те, которые содержались казной, обществами или частными лицами).

Новым, согласно положению, было то, что начальные училища разрешалось открывать органам местного самоуправления (земствам, городам), обществам и частным лицам. Вводились коллегиальные органы руководства школами - уездные и губернские училищные советы. Где не было надлежащих условий для открытия отдельных школ для мальчиков и девочек, разрешалось их совместное обучение.

Учителями могли быть или церковники (священники, дьяки), или светские лица. В отличие от церковников светские лица для учительской деятельности должны были иметь специальное разрешение училищного совета в виде удостоверения о добрую нравственность и благонадежность. Новым было и то, что учителями начальных народных школ могли быть и женщины.

К концу XIX в. в сравнении с его серединой начальных школ на Украине стало в 12 раз больше. Но потребности народа в начальном образовании они не удовлетворяли. Уровень элементарной грамотности в конце XIX в. в разных губерниях Украины колебался 15-20%.

Качество обучения в народных школах была низкой. Особенно примитивную образование давали церковно школы, которые составляли на 1900 г. 80% всех начальных школ. Они существовали на пожертвования прихожан. Обучение здесь ограничивался чтением славянском и русском языках, пусками арифметики и изучением молитв.

Из всех существующих начальных школ лучшими были земские школы, где учителя использовали более прогрессивные методы обучения, а содержание обучения в них был несколько шире, который предусматривал ознакомления детей с сведениям из географии, истории, естествознания.

Реформа среднего образования регламентировалась принятым в 1864 г. "Устав гимназий и прогімназій". Устанавливались классические и реальные гимназии, обе с 7-летним сроком обучения, а также классические и реальные прогимназии (вместо уездных училищ) - неполные средние заведения, программа обучения которых равнялась первым четырем классам гимназий. Гимназии и прогимназии были отдельно мужскими и женскими. Первая женская гимназия (Фундуклеевская) в Украине начала работу 1859 года в Киеве. 1872 года реальные гимназии были заменены реальными училищами, 1873 года в Украине такие училища был создан в шести городах - Киеве, Кременчуге, Николаеве, Одессе, Сумах, Харькове.

Право поступления в университет давали только классические гимназии, а реальные открывали путь только в технические и сельскохозяйственные вузы. В гимназиях были отменены телесные наказания. Для всех учеников была внедрена единая форма одежды.

Реформировалась и высшее образование. 1863 года было выдано "Устав университетов", который оказался самым прогрессивным из всех университетских уставов дореволюционной России. Университетам разрешалась определенная автономия: право выбора ученым советом ректора; выбора на конкурсной основе профессоров и т.д. Кроме университетов существовали высшие технические, сельскохозяйственные, экономические учебные заведения. Состояние высшего образования в Украине был крайне неудовлетворительным, на начало XX в. здесь все вузы сосредоточивались только в четырех крупных городах: Киеве, Харькове, Одессе и Днепропетровске.

Распространение гимназий на Украине шло медленно, их не хватало, чтобы удовлетворить даже половины желающих в них учиться. В гимназии поступали преимущественно дети дворян и высокооплачиваемых чиновников. Для трудящихся масс средние школы были почти недоступны. Не только через малое их количество, но и через соответствующую политику царского правительства.

Чтобы ограничить среднее образование среди простого народа, в 70-х годах по министра образования Дєлянова было увеличено плату за обучение. Этот министр отличился и тем, что издал циркуляр, известный в истории как "Циркуляр о кухаркиных детей", которым запрещалось принимать в гимназии детей простого народа. Также создаются начальные школы, в которых устранялась преемственность содержания образования в средних учебных заведений. В таких школ-тупиков относились городские училища, которые предстали 1872 года вместо уездных, а в 1912 году были реорганизованы в высшие начальные училища. В них обучались дети мелких служащих, ремесленников, торговцев. До школ-тупиков принадлежали и двокласні начальные училища. Кстати сказать, что тупиковой в России была и педагогическое образование, ведь учительские институты давали среднее образование и не давали выхода в университет.

В подроссийской Украине во всех начальных и средних школах обучение велось на русском языке по учебным планам и программам, которые действовали по всей России. На развитие образования на этих территориях в значительной степени влияла русифікаторська политика российского царизма.

1863 года министр внутренних дел Валуев издал циркуляр, где указывалось, что никакой особой малороссийского языка не было, нет и быть не может, а та речь, которую используют малороссы является российской, но очень испорченной через влияние Польши. Циркуляр запрещал издавать на русском языке учебные книги для школ. Выход циркуляра отразился на "Положении о начальные народные училища" 1864 г., где указывалось, что обучение во всех школах должно проводиться только на русском языке.

в 1876 году был издан Закон о полном запрете украинского языка не только в школах, но и в общественной жизни вообще. Например, в Миргородском гимназии (Полтавщина) висела табличка: "В стенах гимназии воспрещается воспитанникам говорит на молорусском языке".

Во второй половине XIX в. во всех начальных и средних учебных заведениях обучение проводилось только на русском языке. Украинский язык не изучалась даже как учебный предмет. Для российского правительства украинского народа будто и не существовало вообще. Любые попытки открыть украинские школы, или хотя бы ввести русский язык в народные школы сразу же пресекались. За малейшее проявление симпатий к украинской культуры и языка учителей увольняли с работы.

Однако, репрессии не могли подавить стремление передовых педагогов и простых людей к родному языку и обучение детей на родном языке. В конце 50-х годов возникают воскресные школы для взрослых и подростков. Инициаторами их открытия были демократически настроенные студенты и профессора Киевского университета. В октябре 1859 г. в Киеве на Подоле начала работу первая воскресная школа. В период 1862-1870 гг. воскресные школы были запрещены и только некоторые из них существовали нелегально. Известна женская воскресная школа х . алчевской в Харькове. Начиная с 70-х годов количество воскресных школ растет, на конец XIX в. они насчитывали более 3-х тысяч слушателей.

Во второй половине XIX возникает много новых типов учебных заведений, как государственных, так и частных. Достаточно распространенными в кон. XIX - нач. ХХ в. были частные образовательные учреждения. Среди них наиболее известна коллегия Павла Галагана, открытая в Киеве в 1871 г. Она просуществовала до 1920 г.

В начале XX в. в России и на территориях подроссийской Украины сложилась довольно пестрая и запутанная система народного образования: существовало более 20 различных типов школ (государственные и частные, платные и бесплатные, религиозные и светские, мужские и женские). Эта система характеризовалась несогласованностью учебных планов начальных и средних школ, наличием школ-тупиков.

Выход в университет давали только мужские классические гимназии, а все другие средние школы (реальные, коммерческие училища, кадетские корпуса) позволяли выпускникам поступать в высших технических, сельскохозяйственных, экономических и др. учебных заведений.

Ограниченной была среднее и высшее образование для женщин. Уровень образования во всех средних женских заведениях (женские гимназии, епархиальные училища, институты благородных девиц) был намного ниже, чем в мужских. Женщины практически не имели доступа в университеты и высшие технические школы, для них организовывались лишь Высшие женские курсы.

Начальное образование для народных масс была отсталой, в то время, когда дети господствующих состояний получали повышенную начальное образование в специальных подготовительных классах гимназий или в домашних условиях.



Назад