Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

12.2. Образование на западноукраинских землях


В середине XIX в. структура начальных школ оставалась такой же, как и раньше: приходские, тривиальные и главные. Среднее образование представлена гимназиями и реальными школами.

1848 года всю Австро-Венгрию охватила революция. Австрийское правительство вынужден был ввести конституцию и дать ряд облегчений народам, населявшим монархию. Народ Галичины получил политические и гражданские права. 1848 года создан в Львове Главную Русскую Совет, который был провозглашен официальным представителем украинского населения Галичины в Вене. Среди главных направлений работы Совета выступал развитие украинского языка и образования. Было провозглашено ряд законов, предусматривающие определенные изменения в образовании Галичины, Буковины и Закарпатья. в 1848 году открыта кафедра украинского языка во Львовском университете, ее первым профессором стал Я. Головацкий. С 1848 г. переведен на украинский язык приходские и тривиальные школы городов и сел, где проживает большинство украинцев. В гимназиях украинский язык вводилась как обязательный предмет изучения.

После 1849 г. в Галиции наступает реакция, 1851 года распущен Главную Русскую Раду. Украинские прогрессивные силы, не имея опыта политической борьбы, начали постепенно терять завоеванное. Создаются новые польские гимназии, отменяется обязательное изучение украинского языка в гимназиях (1856), ограничивается вступление украинцев к Львовского университета.

Важную роль в развитии образования и определении содержания образования отыграл конкордат 1855 г., по каким школа подпадала под полное подчинение церкви. Во всех государственных и частных школах вводилось религиозное воспитание, все обучение должно было согласовываться с католической верой. Все учителя подлежали надзорные церкви, а те, что "сошли с праведного пути", освобождались от должности.

Определенные изменения в развитии образования в Западной Украине состоялись в около 60 х годах. 1867 года Австрия приняла новую конституцию, которая провозглашала равноправие всех народов. Отдельными законами школа признавалась независимой от церкви и вводилось право определять язык обучения в частных учреждениях их владельцам, а в государственных - местным органам власти (реализовать). Считалось, что в народных школах, где есть дети и поляков, и украинцев, и речь, что не является языком преподавания, становится обязательным предметом изучения. Обязательным с третьего класса оставалась немецкий язык.

1867 года в Галичине создаются школьные советы. Сначала галицкий сейм принял закон о создании краевой школьного Совета, а в 1873 г. было создано окружные и местные школьные советы. Школьные советы брали на себя управление всеми учебными заведениями, которые находились на их территории. Введение школьных советов разных уровней было шагом к демократизации образования, но надежды украинцев они не оправдали. В них в основном засели поляки, которые как могли проводили в школах польский язык и подавляли украинскую.

1873 года было принято несколько краевых школьных законов, по которым в Галичине вводилось обязательное и бесплатное обучение детей в возрасте от 6 до 12 лет, а также создавались виділові школы в городах, которые давали возможность получать повышенную начальное образование ученикам, что не ходили к средней школы. Эти законы были приняты на основе утвержденного в Австрии 1867 года соответствующего закона о учительство.

Была проведена реформа педагогического образования. Вместо препаранд, существовавшие при главных начальных школах, создавались учительские семинарии. С 1871 г. начинают действовать мужские учительские семинарии во Львове, Тернополе, Станиславе, женские - во Львове, Перемышле.

Реформы 60-70-х годов были неблагоприятные для украинцев и полностью поставили их под власть поляков. В законе о викладову язык в средних и народных школах от 1867 г. польская речь становилась обязательной во всех учебных заведениях Галичины. Вся администрация края и Львовский университет были полонизированные, все руководящие должности занимали поляки. В 60-х годах в крае действовала лишь одна украинская гимназия во Львове. Не лучше ситуация изменилась и под конец XIX ст. Хотя реализация законов 60-70-х годов привела к постепенному росту числа школ и учащихся в них, Галичина по развитию образования оставалась одной из самых отсталых провинций Австрии.

Во второй половине XIX в. на западноукраинских землях возник новый тип школы - утраквістична (двуязычная). Решение о введении утраквізму в школе было принято польским сеймом 1886 года. За этим решением основные предметы в школах преподавались на польском языке, а все остальные - на родном. Внешне это вроде обеспечивало равноправие языков, но по сути было прикрытой форме шовинизма.

С целью ограничения образования среди сельского населения и закрепления его на селе в 1893 г. все начальные школы были разделены на сельские и городские (на Закарпатье - горожанські). Программа обучения в сельских школах была сокращена и не давала никаких прав на продолжение образования в средних учебных заведениях.

В целом украинская образование в Восточной Галичине, Буковине и Закарпатье во второй пол. XIX и в начале XX века развивалась крайне неудовлетворительно. Галичину называли краем одно - и двухклассных школ, в городских начальных школах вообще не практиковалась украинский язык. На начало XX в. в крае действовало всего несколько украинских гимназий во Львове, Перемышле, Тернополе (откр. 1898 г.) и других городах.

В борьбе за образование украинцы основывают 1908 года четыре частные гимназии в Копычинцах, Яворове, Городенке, Рогатине. В противовес украинским закладываются и польские частные гимназии, которые стали оплотом полонизации молодежи.

Женская средняя школа была представлена частными женскими гимназиями и женскими лицеями.

В начале XX в. продолжала расширяться и сеть профессиональных школ (столярські школы, школы строительных ремесел, слюсарства, котлярства, мельничные и т.п.). В них совершенствовался содержание образования, увеличивались сроки обучения учащихся.

Быстрое развитие образования в начале XX в. вызвал необходимость увеличения числа учителей. Власть не хотела увеличивать количество учительских семинарий и, чтобы исправлять нехватки учителей, начала вводить в народных школ т. с. "панчішкових учительниц" (усмешка название для молодых учительниц, которые имели малую очень сокращенную квалификацию). И решить таким образом проблему обеспечения всех школ учителями было невозможно. Поэтому власть была вынуждена давать разрешение на открытие новых учительских семинарий.

Для объединения усилий в борьбе за украинскую школу 1910 года был создан Краевой Школьный Союз, который состоял из представителей от "Просвещения", "Учительской общины", Научного Общества им. Шевченко и других общественных и политических организаций края.



Назад