Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

12.3. Борьба украинского народа за национальное образование и родной язык


Украинская сознательная интеллигенция вела упорную борьбу против существующего режима за равноправие украинского языка с языками других народов, за украинское учительство.

В этой борьбе особенно активны были «Общины», которые создавались в разных городах Украины. Особенно выделялась Киевская «Старая Община», в которой были объединены самые выдающиеся украинские деятели (И.нечуй-Левицкий, Г. Старицкий, Г. Лысенко, И. Косач, О. Русов, И. Стешенко и другие).

В 1897 г. в Киеве создан «Общую Украинскую Демократическую Организацию», которая объединяла 18 украинских общин на территории Украины, а также украинские общины в Петербурге и Москве. Руководство осуществлял Совет Организации, которая имела следующие функции:

1) издательское дело, которую проводил издательский кружок;

2) открытие магазинов;

3) подыскивание должностей для сознательных украинцев и украинцев на вакантные должности;

4) пропаганда украинской сознания;

5) агитация по земствах за открытие украинской школы;

6) организация юбилеев украинских деятелей.

«ЗУДО» и демократическая партия, возникшая на ее базе, идейные основы для себя переняли от Кирилл-Мефодіївського общества, но в своих организационных формах были осторожнее и справніші, чем Братство. Их деятельность значительно преподнесла в то время развитие украинского национального сознания - благодаря научной и издательской деятельности, которой посвящали много внимания, времени и денег.

После 1908 г. деятели Старой Киевской Общины возобновили общую беспартийную украинскую организацию под названием «Общество Украинских Последователей» (ТУП).

Большую активность в эти годы проявляли общественные культурно-образовательные общества «Просвещения», основной целью которых было помогать развитию украинской культуры и первым образом просвете украинского народа на его родном языке..

Первую «Просвета» основано в Львове 1868 г. с целью распространения образования среди народа. По уставу Львовская «Просвита» организовывала в уездах филиала, а в селах - чтения и библиотеки. Филиалы были созданы в Бережанах, Дрогобыче, Коломыи, Станиславе (Ивано-Франковск), Тернополе.

Свою деятельность Львовская Просвещение начала с издания украинского букваря. На русском языке печаталась популярная литература, школьные учебники, научные альманахи. В мир выпускались произведения Шевченко, Франко, Марка Вовчка, Руданского, Федьковича. Для реализации своих задач общество имело четыре комиссии: Издательскую, Библиотечную, Шкільно-лекционную и Литературно-артистической. Эти комиссии организовывали работу «Просвещения» и руководили ею.

С 1905 г. начали создаваться "Просвещения" в восточной Украине, а именно - в Киеве, Полтаве, Днепропетровске, Одессе, Чернигове, а после 1-й мировой войны - на Закарпатье.

Общества Просвещения боролись за реформу школы, за коренные изменения всей системы образования, за распространение культуры и знаний среди народа.

Задачами Просвещения были:

а) выдавать книги, журналы, газеты на русском языке;

б) заводить библиотеки, музеи, читальные, книжные магазины;

в) проводить публичные лекции, отчеты, загальнопросвітні курсы, литературно-музыкальные вечера, спектакли, концерты, спектакли;

г) заводить школы, стипендии, бюро труда, другие образовательные учреждения;

д) оповещать премии и конкурсы за лучшие произведения литературы и умілості.

Движение за народную школу Украины не был однородным. В Просветах частыми были столкновения противоположных взглядов на пути развития украинского народа: буржуазно-либеральный, революционно-демократический.

Под Россией деятельность обществ Просвещения не могла быть продолжительной. Во времена Столыпина царское правительство запретило деятельность почти всех Просвет: в Киеве, Одессе, Чернигове, Екатеринославе и др. городах и селах.

Большую активность в этом отношении проявляли так называемые "Общины". Они были распространены в разных городах Украины.

Отрадным явлением в области народного образования была появление первого украинского педагогического журнала «Свет», который выходил в период 1910-1914 гг. Выдавал его кружок патриотов-энтузиастов, больших сторонников украинского возрождения: Г.Шерстюк (учредитель), С.Русова, Я.Чепіга, В.Прокопович, Ревуцкого, С.Васильченко, С.Сірополко и др. Задачи журнала:

а) помогать всем мероприятиям в деле народного образования;

б) разрабатывать теоретические и практические вопросы школьного, внешкольного и семейного воспитания;

в) специально .висвітлювати и разрабатывать вопрос о образовательные потребности украинского народа;

г) обслуживание потребностей украинского учительства;

д) уделять внимание школьной хронике;

е) давать критику, библиография и обзор журналов.

Журнал «Свет» стал в течение 4-х лет авангардом борьбы за родную школу, оформил и определил основные направления развития и развития народного образования в Украине и стимулировал розбудження национального сознания широких кругов угнетенного украинского учительства и его объединения. «Свет» широко и глубоко пустил в оборот среди украинского гражданства идею родной школы и сплотил вокруг себя всю сознательную украинское учительская, которое во время революции 1917 г. учредило Всеукраинскую Учительскую Союз и за ее посредничестве энергично приступило к реализации в жизнь национальных достижений революции.

На территории российской Украины создаются в разных местах общества грамотности по инициативе интеллигенции. Среди них такие: Харьковское общество грамотности (1869 г.); Киевское общество грамотности; Волынское общество грамотности (1901 г.).

Свои усилия общества грамотности направляли как на школьную, так и на внешкольную дело. Открывали школы, библиотеки, читали лекции, литературно-музыкальные вечера проводили, выдавали литературу на русском языке.

На защиту национальной школы выступали украинские педагогические общества. С 1899 г. в Киеве действовало педагогическое общество им. Ушинского. В 1897 г. в Одессе возникло Славянское педагогическое общество. Небольшой кружок украинцев создал в 1881 г. во Львове «Русское Педагогическое Общество», которое впоследствии было переименовано на «Украинское общество педагогическое» (с 1926 г. оно приобрело постоянного названия «Родная школа»). «Украинское педагогическое общество» ставило перед собой такие задачи:

а) заниматься основанием украинских школ;

б) поддерживать воспитания, как в школе, так и в семье на основе родного языка;

в) представлять членам общества как моральную, так и материальную помощь;

г) выступать с рекомендациями по издательству книг и журналов;

д) поддерживать контакты с подобными обществами австрийскими и зарубежными.

Существовали еще такие педагогические общества как «Русская школа» (1887 г.), Общество им. Сковороды (1908 г.), «Учительская община» (1908 г.). Все эти общества играли положительную роль в консолидации укр. учительства, в формировании его национального сознания, в привлечении к борьбе за школу с родным языком обучения. Они объединяли интеллигенцию разных идейных и педагогических направлений - от демократичных до либерально-буржуазных и клерикальных.

Среди культурно-образовательных учреждений, действовавших в нач. ХХ в. на Украине, большое распространение получили народные дома.

Одним из первых был народный дом им. Гоголя в Полтаве (1901 г.), открытый с участием Коцюбинского.

В последующие годы народные дома начали действовать в Харькове, Киеве, Кременчуге и других городах. Организаторами этих домов выступали образовательные организации, земства, кооперативы. Главная их задача: устройство лекций для населения, спектаклей, концертов, литературных вечеров, киносеансов. Народные дома становились в центре внешкольной образовательной работы. Они использовали различные формы образования и воспитания.

Киевский народный дом имел свою столовую, чайную, ночной приют для приезжих, амбулаторию, библиотеку. В Харьковском народном доме была бесплатная библиотека, книжная лавка, зрительный зал. Основная задача определялось так: предоставление посетителям разумных развлечений. Ставились спектакли известных актеров украинских и зарубежных.

Достаточно активной была борьба за украинскую школу родной язык в Галичине и на Буковине кон. XIX - нач. ХХ ст. В 1873 г. во Львове было основано тов. им. Шевченко, который с 1892 г. становится научным обществом им. Шевченко. Оно стало большим украинским центром и гуртувало всех украинских ученых к совместной работы и готовило молодые кадры украинских ученых.

Среди общественных учреждений, которые существовали в кон. XIX нач. ХХ в. и имели влияние на развитие Украинского национального жизни, выделялись и общественно-спортивные общества «Сокол», «Сич», «Пласт».

Организация «Сокол» была создана в 1894 г. во Львове. Главной своей целью она взяла физическое возрождение нации. Представители «Соколу» пропагандируют здоровый образ жизни, выдают специальную литературу по вопросам физического воспитания и спорта, проводят спортивные вечера для украинской молодежи (впервые такой вечер был проведен в 1901 г.). В этот период отец украинского теловоспитания Иван Боберский готовит к печати и выдает серию трудов по вопросам гигиены, теории и методики физического воспитания, спорта. Украинская школьная молодежь основывает первые спортивные клубы.

В 1901 г. Сокильницка организация начинает учительский кружок гимнастов для подготовки педагогических кадров по физическому воспитанию. Сокильские ячейки («гнезда») распространяются по всей Галиции, а Львовская организация становится их центром.

В 1906 г. было основано спортивный кружок «Подолье» в Тернополе. С этого времени здесь начинается подъем спортивного движения, проводятся соревнования среди ученической и студенческой молодежи.

В 1900 г. один из лидеров Украинской радикальной партии Кирилл Трильовский создал организацию «Сич», основу которой составляла молодежь и в основном сельская. Это была довольно многочисленная организация и она объединяла около 60 тысяч человек.

Национальный подъем, который, прежде всего, связано с активизацией деятельности просветительских Общественных организаций Галичины способствовало тому, что в 1911 г. начали образовываться скаутские кружки молодежи, которые придерживались традиций славной казацкого прошлого. Иван Франко предложил называть украинских скаутов - пластунами. Основываются первые пластовые кружки (Семьи. Чмола, П.Франко, О.Тисовський).

В украинском пластовом руси формируются различные направления воспитания юношества. О.Тисовський был ближе к традиционному пластового (скаутского) направлении воспитания. Он дал начало украинскому пластовом правительства. В кружке под руководством І.Чмоли главное внимание обращали на военно-физическую подготовку. В І.Чмоли зарождается идея создания Украинского Сечевого Стрелецтва.

Сложная международная обстановка, постоянная дискриминация украинцев со стороны властей и вызвали появление украинских военных обществ. Первое такое общество под названием «Сечевые стрельцы» возникло в 1913 г. во Львове. Его председателем был В.Старосольський. До образования военных обществ активно включились и уже существующие спортивные и спортивно-пожарные организации («Соколы»» «Сечи» и др.). Вскоре по целом галицком края восстают многочисленные спортивно-военные «гнезда».

Хотя украинское население в Галичине составляло большинство, но какой преимущества в организации украинских школ оно не имело. Мало того, их права постоянно урізувались. Отдельные протесты общин не доходили до правительства, а те, что приходили, оставались вне его внимания. Более весомыми были протесты украинской интеллигенции, число которой в самом начале .XX в. начало расти.

Перед первой мировой войной украинцы добились в Галичине добрых успехов, потому что имели 6 украинских государственных гимназий и 2510 народных школ, в которых ходило 440000 детей. Гимназии существовали в таких городах: 2 во Львове, в Перемышле, Коломыи, Тернополе и Станиславе.

Кроме государственных школ в Галичине учреждались общественные гимназии и учительские семинарии. Делал это Краевой Школьный Союз (8 гимназий, 2 учительские семинарии, институт для девушек). Если к тому добавить еще школы украинского педагогического общества, учебные заведения сестер Василианок, то можно сделать вывод, что борьба украинцев за украинское учительство увенчалась в Галичине хорошими успехами.

Хотя до начала войны украинцы не получили своего собственного университета во Львове, все-таки завоевали 8 кафедр, которые были обсажены украинцами.

Во время оккупации Восточной Галиции российскими войсками началось плановое уничтожение украинских учреждений и приобретений. Прекращено украинские журналы, позакривано книжного магазина, просветительные, а дальше всякие украинские общества. Начались аресты и высылки в России «опасных» и «подозрительных» украинских деятелей. Управления на русском языке и обучения ней прекращено. Начали предприниматься попытки для замены унии православием.

Российские власти прекратили деятельность Просвещения, а учреждения общества, не исключая типографии и книжного магазина, опломбировали. Наиболее пострадала библиотека общества им. Шевченко, а также архив Этнографической Комиссии и Канцелярии, где пропали рукописи украинских писателей. Российское вояцтво понищило там инвентаре и каталоги, річники украинских журналов.

О учительство в Галичине под российской оккупацией пишут так: «Все украинские школы, средние и низшие, было заперто. Началась заново организация обучения на российский образец и с русским языком обучения. Но потому, что почти никто из местных учителей русского языка не знал, то пришлось начать с организации специальных курсов для будущих учителей, где бы они имели изучать русский язык. Было издано и специальные учебники для галицких школ на русском языке. Таким образом, советская власть с первых же дней оккупации Галичины приступила к немедленной русификации края.



Назад