Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

От автора


В мире нет ничего вечного, по выражению Гераклита, "все течет, все меняется". Развитие является самой существенной чертой всех явлений и процессов, он охватывает чрезвычайно разнообразна жизнь природы и общества, все сферы человеческого бытия. Наука как общественное явление ежесекундно обогащается новыми открытиями, наполняется новым содержанием, раскрывает новые горизонты и перспективы. Дидактика не является исключением из этого правила, разве что с поправкой на несколько закристаллизованный консерватизм, может чуть сильнее, чем в других науках. Но каждая из них имеет на него свое право, и возможно это хорошо, потому что включается в научную систему только то, что хорошо проверенное и убедительно обосновано и доказано.

Ярким подтверждением указанной выше мнения является классно-урочная система обучения, которая является системой по сути, а не только по названию, а все то, что предлагалось ранее и предлагается сейчас якобы взамен ей, есть лишь фрагментами ее, или, в лучшем случае, ее модификацией. Классно-урочная система обучения имеет ряд недостатков, она требует постоянного совершенствования, однако есть в ней еще огромные резервы для повышения эффективности процесса обучения. Да и мало вероятно, чтобы в ближайшее время появилась новая система обучения, которая смогла бы полностью взять на себя выполнение всех ее функций и существенно изменило бы весь процесс обучения.

Одной из тенденций в развитии современного учебно-воспитательного процесса является усиление его технологичности, разработка и широкое внедрение технологий обучения, каждая из которых может быть построена только на основе глубокого знания закономерностей этого процесса. Это означает, что сегодняшняя школьная практика стимулирует дидактике как теорию образования и обучения в интенсивных поисков глубоких связей между факторами процесса обучения, исследования механизма его течения.

Каждая технология предназначена для обеспечения реализации определенных целей обучения. Понимание их как конкретного рХзультату, на который учитель должен вывести учеников, является необходимым ѓмовою построения такоУо цкклу обучения, который бы с необходимостью приводил к наивысшему их достижения. Таким образом, школьная практика требует разработки таких способов конкретизации целей обучения, которые бы служили надежным инструментом планирования и реализации процесса обучения для каждого учителя.

Остаются неиспользованными и возможности системного подхода к анализу и изучению педагогических явлений и процессов. Мы пытались там, где в этом была определенная необходимость применить этот подход как метод познания сложных объектов, не обременяя изложения материала специальной терминологией и длинными рассуждениями.

Еще на стадии подготовки пособия много специалистов его прочитали в рукописном варианте, сделали ряд замечаний и предложений, значительную часть которых и было учтено. Особую признательность автор выражает действительному члену АПН Украины, доктору педагогических наук, профессору В.І.Бондарю, члену-корреспонденту АПН Украины, доктору педагогических наук, профессору В.І.Лозовій. Слова благодарности автор выражает доценту кафедры педагогики Волынского государственного университета им. Леси Украинки М.С.Семенюк за терпение при прочтении рукописи, кафедре педагогики Ровенского государственного гуманитарного университета за поддержку, понимание и ценные замечания и предложения.



Назад