Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

12.4. Развитие педагогической мысли


Николай Иванович Пирогов (1810-1881)- ученый, хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии, просветитель-демократ, выдающийся теоретик в области педагогики, организатор народного образования. Родился в Москве, получил высшее медицинское образование в Московском университете, в 1832 г. защитил докторскую диссертацию.

Пирогов сделал большой вклад в развитие образовательной дела в Украине. В период 1856-1858 гг. он был попечителем Одесского учебного округа, а в 1858-1861 гг. - попечителем Киевского учебного округа. Последние годы своей жизни провел в усадьбе “Вишня“ на Подолье.

Свои педагогические позиции Пирогов выразил в ряде своих статей и официальных документов: “Вопросы жизни“ (1856), “О публичные лекции по педагогике“ (1857), “О методах преподавания“ (1858) и др.

Имя Пирогова стало широко известным после появления в журнале “Морской сборник“ его статье “Вопросы жизни“. Здесь автор выступил с резкой критикой существующей в России системы образования, требуя безстанової, доступной для всех школы.

Не менее серьезным недостатком российского образования Пирогов считал ее утилитаризм - узкую специализацию за счет сужения общеобразовательной подготовки. Зато он выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Профессиональное образование должно строиться на основе общеобразовательной, а основной задачей воспитания в школе должна стать подготовка високогуманних людей с широким кругозором.

По словам Ушинского, статья Пирогова “разбудила усыпленную у нас до тех пор педагогическую мысль“. Выдвинув вопрос коренной перестройки школы и определив идею человечности как основу воспитания, Пирогов положил начало широкому общественно-педагогическом движении 50-х - нач. 60-х гг.

Пирогов выступал против бюрократического характера руководства учебно-воспитательной работой. Находясь на должности попечителя учебных округов, он поднял роль педагогических советов, расширив круг вопросов, которыми они занимались. На педсоветах слушались доклады и обмен мнениями с дидактических вопросов, в их компетенцию вводились вопросы воспитания и поведения учащихся.

Пирогов ставил высокие требования к учителям, отмечая, что высокая нравственность педагога является основой нравственности ребенка. Он призвал к повышению качества подготовки учителей. “Не подготовив учителей, мы никогда не достигнем желаемой цели в деле образования“. В 1859 г. при Киевском университете он организовал педагогическую семинарию.

Для повышения педагогического мастерства учителей Пирогов ввел взаимные посещения уроков и обмен опытом.

Значительное внимание Пирогов уделял методам обучения. Выступал за активные методы, предлагал учителям использовать рассказ, беседа, произведения учащихся и др. Основным методическим средством рассматривал умелое сочетание в процессе обучения наглядности и слова.

Пирогов отрицал переводные экзамены и экзаменационные оценки в форме баллов. Не экзамен, а годовая работа, которую знает учитель, определяет вопрос о переводе учащихся в следующий класс.

Видное место в воспитании Пирогов отводил проблемам сознательной дисциплины. Он разработал “Кодекс правил о поступки и наказания учеников“. Относительно телесных наказаний занимал двойственную позицию. Отрицая их теоретически, он, будучи руководителем Киевского учебного округа, не сумел отстоять свою позицию при обсуждении этого вопроса и подписал циркуляр, где разрешались резки как средство наказания школьников.

Обращая внимание на женское образование в России, Пирогов отмечал, что благодаря надлежащей образовании женщина может достичь того же, что и мужчина. Но выступая за равноправие мужчин и женщин в образовании, он не был сторонником их равноправия в целом.

Пирогов был одним из пионеров организации воскресных школ для образования взрослых, подписав на предложение передового студенчества в 1859 г. разрешение на их открытие.

Свои усилия Пирогов направлял и на улучшение высшего образования. По его мнению, университеты, должны быть центрами научной мысли. Он критиковал принудительную систему обучения в вузе, обязательное посещение занятий, экзамены. Все это, как он указывал, убивает живой содержание научной работы.

Пирогов задал вопрос и разработал план преобразования Ришельевского лицея в Одессе в университет, который был открыт в 1865 г.

Николай Александрович Корф (1834-1883 гг.) - известный педагог и методист, организатор народного образования, основатель земских школ в Украине, последователь Ушинского. Родился в Харькове, детство прошло в доме его родителей Нєскучноє Александровского уезда Екатеринославской губернии (Александровск - Запорожье). Учился в Александровском лицее в Петербурге. Деятельность Корфа долгое время проходила в Украине. Избирался от земства членом училищного (школьной) совета Александровского уезда и вскоре стал ее председателем. Был почетным членом Петербургского педагогического общества и Московского комитета грамотности.

Проживая определенное время в Женеве, создал там русскую школу, занимался исследованием образовательной дела в Швейцарии. После возвращения в Россию занимался общественно-педагогической деятельностью, созданием воскресных школ в Мариупольском уезде. Организовывал учительские съезды на Херсонщине, в Бердянске.

Корф создал новый тип народной начальной школы - земскую трехлетнюю школу, где занятия велись одним учителем одновременно в трех классах. Пропагандируя идею общего обязательного начального образования, он открыл более 100 таких земских школ в Александровском и Бердянском уездах. По этому образцу создавались сельские школы по всей России.

Отстаивал аналітико-синтетический (т.е. звуковой) метод изучения грамоты и одним из первых в России предложил его широкое применение. Для ознакомления учителей с этой методикой, он написал пособие "Руководство по обучению грамоте по звуковому образу" (1867) - один из первых в России учебников такого типа.

В созданных им школах Корф вводит обучение по учебникам Ушинского. Сам создал для этих целей учебник-книгу для чтения "Наш друг", которая дополняла "Родное слово" Ушинского. Позже написал к ней методические рекомендации для учителей.

Корф написал первую в России книгу с школоведение "Русская начальная школа", которая предназначалась для деятелей земских школ и была педагогической энциклопедией начального образования. Дополнением к ней стал позже написанный им сборник "Наше школьное дело".

Христина Даниловна Алчевска (1841-1920) - учительница, выдающийся деятель народного образования, организатор воскресных школ, признана писательница, последовательница Ушинского. Родилась в городке Борзна на Черниговщине. Работала учительницей в Харькове, здесь организовала 1862 года воскресную женскую школу. Эта школа в течение восьми лет действовала нелегально в связи с запретом правительством подобных школ и только после снятия запрета 1870 года была официально открыта. Школа Алчевской просуществовала полвека и стала организационно-методическим центром создание воскресных школ для обучения взрослых и подростков во всей России. Здесь ежегодно учились сотни учениц. Работа школы экспонировалась на всемирных выставках. Алчевска удостоена ряда международных наград, была вице-президентом Международной лиги образования.

На свои средства Алчевска открыла школу для сельских детей в с. Алексеевка на Луганщине. Для взрослого сельского населения она проводила воскресные чтения, разработала методико-библиографическое советчик в трех томах "Что читать народу?". Этот советчик получил много положительных отзывов со стороны прогрессивной общественности.

Алчевска отстаивала идею всеобщего народного обучения на родном языке. Она является основоположником методики обучения взрослых грамоты, разработала ценные образцы уроков письма, чтения, беседы о прочитанном. С этой целью вместе с группой учительниц создала трьохтомний учебное пособие "Книга для взрослых".

Ценным вкладом Алчевской в дело школьного преподавания является разработанная им методика проведения бесед с учащимися на литературном материале. Беседы проводились по заранее разработанной программе, а их эффективность проверялась с помощью письменных работ.

Свои педагогические взгляды и опыт преподавания Алчевска осветила в трудах "История открытия школы в с. Алексеевка Михайловской волости", "Полгода из жизни воскресной школы", "Передумане и пережитое" и др.

Юрий Адальбертович Федькович (1834-1888) - украинский писатель и педагогический деятель, последователь идей Т.шевченко. Родился на Буковине. Работал школьным инспектором Вижницкого уезда, домашним учителем, создавал учебники для начальной школы, писал научно-популярные книги для народа. Он разработал план реорганизации системы образования на Буковине, отстаивал равноправное образование для мужчин и женщин.

Работая инспектором Вижницкого уезда, Федькович пытался перевести все школьные учебники по "церковного язичія" на народный язык. В его творческом наследии видное место занимала идея народности. В статье "О школу и школьные учебники" он писал, что главным критерием народности есть народная речь, народные обычаи, народная поэзия.

Интересные мысли высказал Федькович по поводу дидактических проблем. Он отстаивал такие методы обучения, которые бы развивали и обогащали детей. В связи с этим рекомендовал звуковой метод обучения грамоте. Он требовал таких условий, чтобы дети могли самостоятельно "видеть, думать, говорить", то есть в процессе обучения воспитываться. Для этого в своем "Буквари для крестьянских детей на Буковине" вмещал тексты, которые способствуют пробуждению в детях любознательности и формированию у них высоких моральных качеств.

Федькович считал, что учитель должен постоянно самосовершенствоваться. По его мнению, школа является "духовным фотографией" учителя.

Борис Дмитриевич Гринченко (1863-1910) - писатель и педагог. Родился на Черниговщине в небогатой дворянской семье, окончил экстерном Харьковский университет. Более 10 лет работал учителем в сельских школах на Черниговщине. С 1902 г. проживал в Киеве, некоторое время возглавлял Киевское общество "Просвита".

Под его редакцией вышел четырехтомной "Словарь украинского языка". Написал ряд публицистически-педагогических произведений, среди которых "Которая теперь народная школа на Украине", "На беспросветном пути. О украинскую школу", "Перед широким миром" и др. В этих и других произведениях критиковал тогдашнее состояние народного образования, выступал за создание народных школ с украинским языком преподавания.

Вопреки царской запрету Гринченко, когда еще работал учителем, нелегально проводил обучение на русском языке и использовал при этом самостоятельно составленные им букварь "Украинская граматка для науки чтения и писания" и чтение "Родное слово". Последняя была одной из первых книг для чтения на русском языке. В своих учебниках он пропагандировал культ народной педагогики как условия воспитания, поместив туда много народных сказок, рассказов и др.

Михаил Михайлович Коцюбинский (1864-1913) - украинский писатель, педагог. Родился в Виннице в семье мелкого чиновника. Окончил духовное училище в Шаргороде. В течение 11 лет учительствовал на Винничине. Переехав в Чернигов, служил в губернской земской управе статистом. Несколько раз выезжал на лечение за границу на о. Капри, где сблизился с М. Горьким.

Занимаясь педагогической деятельностью, тщательно изучал педагогическую и социально-экономическую литературу. Осуществлял систематические наблюдения за учащимися, учитывал в работе их индивидуальные особенности, не допускал механического заучивания учебного материала. На занятиях часто использовал наглядные пособия, проводил экскурсии в лес, реки.

Вместе с женой - педагогом Верой Устимовной заботливо относился к воспитанию детей в своей семье. Он организовывал литературные вечера, чтение художественных книг. В своих произведениях Коцюбинский ярко описывал жизнь и психологические особенности детей. В ряде статей осветил тяжелое положение народного образования, дал острую критику догматическим методам обучения и паличній дисциплине, обрисовал бесправность народных учителей. Последняя проблема поднимается в цикле статей "Школьная дело".

Степан Васильевич Васильченко (Панасенко) (1879-1932) - украинский писатель, журналист, педагог. Родился в г. Ичня на Черниговщине в семье бедняка. Учился в Коростишівській учительской семинарии и Глуховском учительском институте. Работал в сельских школах Киевщины и Полтавщины, а при советской власти был учителем в ряде средних школ Киева.

Работая в сельских школах, Васильченко беспокоился о всестороннее развитие детей, формирование у них самостоятельного мышления. В обучении практиковал устные рассказы, написание сочинений, деловых бумаг, внеклассное чтение книг. Отстаивая идею обучения детей на родном языке, практиковал это в своей деятельности. Проводил просветительскую работу среди крестьян. В школе организовал вечерние классы для взрослых, драматические кружки, проводил беседы о ведения крестьянского хозяйства.

К его педагогических трудов принадлежат "Народная школа и родной язык на Украине", "Записки учителя", "Записки из жизни сельских учителей" и др.

Большое внимание Васильченко уделял проблеме учителя. В своих художественных произведениях "Над Росью", "С самого начала", "Божественная Галя", в очерке "Мой путь" он всесторонне и правдиво изобразил жизнь и деятельность народного учителя, обрисовал его тяжелое материально-правовое положение, осветил различные стороны деятельности учителей в условиях тогдашней реакционной системы.

Иван Яковлевич Франко (1856-1916) - выдающийся писатель и педагог-ученый. Родился в с. Нагуевичи вблизи Дрогобыча. Учился в Львовском университете на философском факультете, экстерном окончил Черновицкий университет, защитил в Вене докторскую диссертацию, получил степень доктора философских наук. За участие в пропаганде социалистических идей ему не позволили получить должность доцента Львовского университета.

Франко оставил огромное наследие, в т. ч. более ста научных, публицистических и художественных произведений по вопросам педагогики. Писал на украинском, русском, польском и немецком языках.

В статьях "Наши народные школы и их потребности", "Великие деяния господина Бобжинського", "Образование народа Галичины", "Педагогические невежды" и др. подверг острой критике недостатки тогдашней народной школы и реакционную политику австрийского правительства в области образования. Указывал, что правительство боится распространения знаний среди народа и издает распоряжения, которые всячески ограничивают доступ к гимназий детей бедного населения.

Указывал на роль обучения на родном языке в развитии мышления детей. Боролся за создание школ, связанных с жизнью, с интересами народа. В брошюре "Чего хочет галицкая рабочая община" разработал программу (социалистическую) народного образования и школы. Целью воспитания определил формирование всесторонне развитой личности, которая готова к работе умственной и физической. Характеризуя цель и задачи воспитания, Франко развенчивал курс правительства на подготовку верноподданных с узким кругозором граждан. Он выдвинул свой идеал воспитания - человека-"каменщика", строителя нового общества. Такому человеку присущи "внутренний покой, сила и ясность убеждений, чистая совесть и, вечная борьба против темноты, фальши и пребывания в праздности".

Большое внимание Франко уделял проблеме учителя. В своих статьях и художественных произведениях показал тяжелое положение галицких учителей, изобразил как позитивные, так и негативные образы учителей. Негативные образы учителей показал в рассказах "Грицева школьная наука", "Малый Мирон" и др. Негативным образам противопоставил положительные в рассказе "Борис Граб", пьесе "Учитель" (Емельян Ткач) и др. Кроме художественных Франко написал ряд статей, посвященных проблеме учителя: "Воспоминания из моих групп лет", "История моей родины" и др.

В педагогическом наследии Франко есть много материалов по истории педагогики. Он сделал анализ образовательной роли братств в ХVI-ХVII в. на Украине, останавливался на деятельности Острожской академии, писал об истории Львовского университета, изучал педагогические идеи І.Вишенського, Г.сковороды, Т.шевченко, а . духновича и др. Исследовал историю зарубежной образования и воспитания, в частности филантропический направление в немецкой педагогике.

Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) (1871-1913) - выдающаяся украинская поэтесса, пропагандист передовых педагогических идей. Родилась в семье украинских интеллигентов в г. Новограде-Волынском Житомирской области. Через тяжелой болезни (туберкулез) получила домашнее, но прекрасное образование. Знала 10 иностранных языков. На формирование взглядов Леси Украинки влиял ее дядя М.П.Драгоманов.

В своих произведениях она нарушала много важных педагогических проблем. В статье "Голос одной российской заключенной" подвергла критике систему образования царской России. Россию назвала "бастілією", где царят голод, невежество, воровство, лицемерие".

В очерке "Школа" Леся Украинка показала отсталость тогдашних народных школ, а именно приходских, и тяжелую жизнь народных учителей. Она критиковала и средние школы, где процветали муштра и зубрежки. В письме к Драгоманова писала, что если бы ей пришлось учиться в гимназии, то "гимназия хоть и не сломила бы, но все же расстроила бы ее".

В свои 19 лет она написала для своих младших сестер учебник "Древняя история восточных народов", опубликованный уже после ее смерти, также заключила сборники "Детские игры, песни и сказки Ковельского, Луцкого и Новоград-Волынского уездов", "Народные мелодии".

Леся Украинка сама была в роли учительницы. Она учила своих младших братьев и сестер, а также взрослых людей Волыни и детей Египта, где была на лечении. Принимала участие в постановке опер Лысенко "Коза-Дереза", "Пан Коцький". Была режиссером, костюмером, декоратором.

Тимофей Григорьевич Лубенец (1855-1936) - известный украинский педагог, методист, общественный деятель, последователь Ушинского. Родился в небогатой мещанской семьи на Черниговщине, окончил Черниговскую учительскую семинарию. Долго работал народным учителем в сельских школах, преподавал в Киевской гимназии, 12 лет работал директором народных училищ Киевской губернии. Он был председателем правления Общества помощи нуждающимся учащимся начальных школ, учредителем единственного в России Общества народных детских садов. Читал лекции на учительских курсах в ряде городов Украины.

В научно-педагогической деятельности Лубенца значительное место занимали вопросы дошкольного воспитания, начального образования, образования взрослых. Написал и издал около 30-ти учебников, методических пособий и книг по различным вопросам обучения и воспитания.

Основной педагогической работой Лубенца является "Педагогические беседы", он написал также книгу "О наглядное преподавания", "Зернышко" (последняя для чтения в младших классах в 4-х частях). Среди запрещенных царским правительством книг Лубенца были "Грамматика" (украинский букварь), "Читанка", образцом для написания которых стали учебные книги Ушинского. Сюда же относится и "Загальнокорисний задачник", который написано Лубенцем на материале реальной жизни.

Будучи сторонником родного языка в школах, он обосновал психолого-педагогическую необходимость начального обучения детей на родном языке.

Поддерживал воскресные школы и организацию тайных школ с обучением на родном языке взрослых, организовывал вечерние классы для работающей молодежи, писал учебники для обучения взрослых. Заботился о создании дошкольных воспитательных заведений. На всероссийском съезде учителей 1913 года выступал против существующей системы наказаний учеников в школах России.

С 1914 по 1918 гг. работал преподавателем педагогики и методики, а также был деканом педагогического факультета на Киевских высших женских курсах.

За прогрессивные взгляды, особенно за украинофильство, Лубенца за царизма не раз увольняли с работы. В годы советской власти продолжал честно служить делу образования и воспитания. Руководил школой в Пуще-Водице, читал лекции для учителей Киева, Чернигова, Житомира. Написал за это время "Букварь", четыре "Хрестоматии" и ряд пособий для школы. Киевские профсоюзы приняли решение считать Лубенца героем труда.



Назад