Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

13.1. Учительство в Украинском государстве 1917-1919 гг.


Украинская история 1917-1919 гг. характеризуется большими и частыми изменениями в общественно-политической жизни, которые отразились и на развитии образования. Началом этих изменений было свержение самодержавия в России во время февральской революции 1917 г. Создана в Киеве Центральная Рада уже 25 февраля призвал украинский народ к борьбе за свободную Украину. Начался большой народный рух, который набрал национальной окраски. Украинское общество взялось, прежде всего, за возрождение национальной культуры, родного языка и школы.

В 1917-1919 гг. Украина пережила несколько смен власти, каждая из которых по-своему определяла развитие украинского образования.

Первый период (от февральской революции до провозглашения первым Универсалом Центральной Рады автономии Украины 10 июня 1917 г.) - время власти российского Временного правительства. В этот период во главе образовательного движения в Украине стали общественные организации, среди которых важнейшую роль играло Общество Школьного образования. Оно фактически выполняло функции центрального государственного органа по делам образования, то есть делал то, что должен был делать и не делал Временное правительство.

Общество организовало в апреле 1917 г. Всеукраинский съезд учителей. На съезде были приняты решения о создании Всеукраинского учительского союза и об образовании Главной Школьного Совета. Последняя, по сути, была первым официальным украинским государственным органом по делам образования.

Таким образом, в данный период инициативу создания украинской национальной школы взяли на себя украинское гражданство и украинское учительская. Под их давлением Временный российское правительство вынужден был дать разрешение на внедрение в школах русского языка, но русский язык становился вторым языком и выступала как обязательный предмет изучения.

Второй период (от 10 июня 1917 г. до розпущення Центральной Рады 30 апреля 1918 г.,) - время правления Центрального Совета. Своим I Универсалом она провозгласила Украину автономной. Тогда же был создан Генеральный Секретариат Образования во главе с І.Стешенком.

Секретариат образования в тесном сотрудничестве с Всеукраинской Учительською Союзом немедленно приступили к украинизации школы, которая сводилась к многим направлениям: обучение на русском языке, введение украиноведческих предметов, подготовка учебников и учебных пособий на русском языке, открытие новых украинских школ и реорганизация российских в украинские школы, подготовка учителей-украинцев и др.

Летом 1917 г. прошли два Всеукраинских учительские съезды, которые создали почву для оформления национальной системы образования. На втором из них (в августе) было провозглашено принципы построения украинской школы: единство и преемственность всех школ, право всех на бесплатное образование, обязательность образования, светскость образования (хотя по желанию родителей разрешалось религиозное воспитание школьников).

После провозглашения IV Универсалом самостоятельности УНР (22 января 1918 г.) на месте Генерального Секретариата Образования было создано Министерство народного образования во главе с І.Стешенком. Был провозглашен курс на обеспечение возможности получить бесплатное образование в общеобразовательных школах всем детям. Вводился принцип децентрализации управления образованием: право открывать школы предоставлялось органам местного самоуправления. Министерство делало попытки наладить равноправное сотрудничество с комиссариатом образовательных дел Советской власти в Харькове по реформированию украинского образования, но желаемых результатов так и не было достигнуто.

Третий период (от 30 апреля 1918 г. к ликвидации Гетманата 15 декабря 1918 г.) - Гетманат во главе с гетманом Павлом Скоропадским. Несколько менялись принципы образовательного жизни страны. Вместо принципа децентрализации вводился принцип централизованного управления образованием. Новый министр народного образования профессор Василенко отказался украинизировать существующие школы, а выдвинул идею украинизации путем создания государственный счет новых национальных учебных заведений. Это определенным образом задерживало темпы украинизации образования. Были ликвидированы Главную Школьный Совет. Под конец существования Гетманата 27 ноября 1918 г. указом гетмана было создано Украинскую Академию Наук, которая насчитывала 12 академиков. Первым ее президентом выбран Владимира Вернадского.

Четвертый период (с середины декабря 1918 г. до начала ноября 1919 г.) - время власти Директории восстановленной УНР. Директория, став на позицию, что только национальное образование может создать активную нацию, поставила образование в своей политике на первое место. Министром народного образования в этот период стал профессор Огиенко.

Директория приняла постановления о введении в Украине всенародного и бесплатного обучения, об улучшении материального положения учителей, о децентрализации управления образованием. в 1919 году был подготовлен Проект "единой школы в Украине". По проекту планировалось ввести трьохступеневу единую общеобразовательную школу: младшая школа (4 года); старшая школа (4 года); коллегия (4 года). Первых два степени образовывали цикл основной школы, а третий - цикл средней школы. В январе 1919 г. Директория издала закон о государственной украинский язык в УНР.

Деятельность ЗУНР в области образования. Создана Западноукраинская Народная Республика в числе основных вопросов государственной политики большое внимание обращала на становление национальной школы. 6 ноября 1918 г. Украинским Национальным Советом был создан Государственный Секретариат Образования и Вероисповеданий, который возглавил профессор В. Барвинский, после переезда правительства к Станиславу - доктор А. Артимович, а с 17 апреля 1919 г. - А. Крушельницкий. Основные государственные решения по организации образования были приняты правительством после воссоединения УНР и ЗУНР 22 января 1919 г.

В феврале 1919 г. в Станиславе начал работу съезд представителей народного учительства Западной Украины. Были рассмотрены вопросы об организации народного образования и принят ряд резолюций, среди которых: провозглашение школы государственной институцией, зачисление народных учителей в государственных служащих, отлучение от школы политических властей и другие.

Вслед за решениями съезда был издан закон "Об основных уладження школы на Западной Области Украинской Народной Республики", который предусматривал, что все школы на данной территории становятся государственными, а учителя, которые работают в них, являются государственными чиновниками. Государственным языком во всех государственных школах считалась украинская. Один из параграфов этого закона гарантировал неукраинском населению право на школы с обучением на родном языке.

По распоряжению секретариата образования "В деле временных изменений научных планов" предполагалось заменить обязательное изучение польского и немецкого языков на русский. Польский язык оставалась в средних школах как факультативный предмет. Во всех государственных и частных школах с негосударственным языком обучения вводилась украинский язык как учебный предмет. В начальных школах украинский язык был обязательным с третьего года обучения, а в школах другого типа - с первого года. Учебная программа по истории и географии во всех школах, независимо от языка обучения, основывалась на истории и географии Украины и в связи с ними на истории других земель, заселенных славянскими народами.

На территории ЗУНР действовали украинские гимназии в Бережанах, Дрогобыче, Золочеве, Самборе, Станиславе, Сокале, Стрые, Тернополе (открыта в 1898 г.), работали учительские семинарии в Бережанах, Коломыи, Самборе, Сокале, Станиславе, Тернополе и других городах. Законом от 4 февраля 1919 г. было удержавлено украинские частные гимназии в Копычинцах, Рогатине, Чорткове, Яворове, Городенке, Долине, учительские семинарии в Коломые, Тернополе и Львове. Всего в ЗУНР действовало 20 украинских гимназий, три реальные школы и 7 учительских семинарий.

Педагоги, работники секретариата образования, политические деятели выработали систему взглядов на национальную школу. Но осуществить задуманное им не удалось.

Заслуживают отдельного внимания идеи референта секретариата образования С.Сірополка. В серии своих статей под названием "Задача новой школы" он писал: "Для современной жизни необходимы самодеятельные, настойчивы в достижении своей цели, чтящие труд, умственно и морально развитые работники как непосредственные участники семейной, общественной и государственной жизни.

Подготовка к такой жизни - самостоятельного и трудового, интеллектуального и морального, личного и общественного и ставит основная задача современной школе. Школу нужно понимать как самодеятельное детскую трудовую общину, как знамя будущего идеального общественного устройства...

Чтобы обучение было действительно виховуючим и формирующий разум и волю детей, необходимо сочетать школьный материал с личными впечатлениями детей, связать его с определенной местностью, с обучением той местности в различных отношениях...

С.Сірополко представлял новую школу как школу труда, а также как такую, что дает простор эстетическим переживаниям ребенка. Народная школа, которая открыта для всех, не может зависеть от некоего одного религиозной точки зрения, не может быть религиозной или нерелигиозными, то есть она должна быть світсько-нейтральной школой. Основной педагогический принцип - школа с родным языком преподавания. Для реализации этого принципа необходимо обеспечить каждой национальности открытия своей школы государственными или общественными средствами.

Первое место в программе начальной школы должна занять родной язык. Учитель должен развить в детях не только любовь к родной нации, но и умственную сознание стоимости своей нации. В школе не должно быть никакой политики, ни правительственной, ни противоположного; здесь должны господствовать только наука и искусство. Школа должна быть связана с жизнью, с самодеятельностью учеников. С целью воспитания умелого общественного работника в ней должно действовать школьное самоуправление.



Назад