Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

13.2. Образование в первые годы становления советской власти в Украине (1917-1920 гг.)


В декабре 1917 г. большевики на своем съезде в Харькове провозгласили Украинскую Советскую Республику. Но их власть в Украине в первые годы распространялась лишь на востоке (Донбасс), территории УНР они оккупировали лишь периодами. В первый (январь-февраль 1918 г.) и второй (февраль-август 1919 г.) периоды своего господства они придерживались в образовании принципа о том, что украинское население именно вправе выбирать язык обучения своих детей. Но через сетку специальных агитаторов большевики добивались склонности людей к русского языка, что, в свою очередь, способствовало разрушению украинской образования.

Окончательно советская власть в Украине закрепилась со времени третьего окупування ее большевиками (с декабря 1919 г.). Сначала украинские большевики не имели четкой образовательной политики, направив свои усилия, прежде всего, на ликвидацию старой системы образования, отделение школы от церкви, формирование нового аппарата управления образованием, вовлечение в революцию и привлечения на свою сторону широких масс учительства и т.д. В декабре 1917 г. они создали Народный Комиссариат просвещения Украины во главе с В. Затонским.

Новую украинскую систему образования большевики пытались строить по российскому образцу. Принимая за основу "Положение о единой трудовой школе", которое действовало в Советской России, они приняли в мае 1919 г. "Положение о единой трудовой школе РСФСР". "Положение" предусматривало: введение бесплатного и совместного обучения детей обоих полов из 8-ми лет, общеобразовательной и политехнический характер обучения, запрет религиозного воспитания, введение в основу работы школы производительного труда детей. Отрицались переводные и выпускные экзамены, не допускались домашние задания ученикам, деление на классы заменялся разделением на группы по уровню подготовленности детей к определенным видам занятий, ликвидировалась 5-балльная система оценивания знаний.

В июле 1920 г. Наркомпрос УССР издал "Декларацию о социальное воспитание детей". В ней определялись основные принципы политики Советской Украины в области образования и воспитания подрастающего поколения. "Декларация" указывала на необходимость воспитания детей в духе коммунизма, трудового воспитания, сочетание обучения и воспитания в едином процессе. Отдельные вопросы в документе трактовались с позиций теории "отмирания школы", вместо школ рекомендовались детские дома и детские коммуны, основным учебником провозглашалось жизни, недооценивалось роль семьи в воспитании детей (исходили из ложной мысли о неминуемом отмирание семьи в условиях социализма), а именно социальное воспитание рассматривался как средство разрушения семьи и устранения ее от воспитания детей.

В марте 1920 г. было утверждено украинскую советскую систему образования, которая действовала с различными дополнениями десять следующих лет. В основу данной системы было положено социальное воспитание, а работа всех образовательных и воспитательных учреждений строилась по трудовым принципу (на базе производительного труда для выявления профессиональных наклонностей детей) и за своими задачами и содержанием образовывала единую систему профессионального образования. Ее автор тогдашний Нарком образования Г. Гринько выходил из важных потребностей украинского народа:

- необходимость подготовки квалифицированных рабочих для нужд восстановления хозяйства;

- необходимость организации защиты детей и заботы о них через большое количество сирот и полусирот, которые появились в результате революции и войны (около 1 млн. или 1/8 всех детей).

Схема школьного образования по проекту Г. Гринька была такой: дошкольные учреждения социального воспитания (детский сад, детский дом, коммуна, колония) для детей от 4 до 8 лет; единая трудовая школа для детей от 8 до 15 лет (I концентр 4-летний - с 8 до 12 лет, II концентр 3-летний - с 12 до 15 лет); профессиональные школы (для молодежи в возрасте 15-18 лет) и высшие учебные заведения (техникум, институт, академия).

Хотя в мае 1920 г. было принято совместное решение Наркомосів Украины и России "О единстве образовательной политики", но украинская система образования складывалась несколько отлично от той, что действовала в России, хоть и строились они по одним трудовым принципу. В России образование было политехнической, а в Украине все учебные заведения, сочетаясь с производством уже с первого звена, образовывали единую систему профессионального образования. В России единая трудовая школа была девятилетней, а в Украине - семилетней. В России техникум был подготовительной школой до института, а в Украине институт и техникум признавались как равноправные высшие учебные заведения с той разницей, что техникум выпускал узких специалистов-инструкторов, а институт - высококвалифицированных специалистов-практиков. В отличие от российской украинская система исключала из своей схемы университеты, в 1920 г. они были реорганизованы в институты народного образования. Подготовку ученых с той или иной отрасли науки осуществляли академии и различные институты теоретического знания.

С точки зрения научной педагогики украинская система образования стояла ниже российской. Но ее существование свидетельствовало о небольшой давление Москвы и о определенную независимость Наркомпроса Украины от правительства России. Различия в украинской и российской системах образования сохранялись вплоть до 1930 г.

В целом проект Гринько строился по основным принципам, которые почти не отличались от тех, которые были приняты в Украинском государстве: школа должна быть единой, трудовой, воспитательной и национальной. Но в условиях советской власти национальной она могла быть только по форме, но смысл ее был интернациональный. Несмотря на то, что в воспитании провозглашался принцип народного творчества, все учительство подчинялось большевистской партии и ее центральным органам, без воли которых ничего нельзя было делать.



Назад