Электронная онлайн библиотека

 
 История педагогики: курс лекций

13.3. Развитие украинского образования в период между первой и второй мировыми войнами


Советская власть уделяла серьезное внимание проблемам развития образования. Ее руководство хорошо понимало, что образование играет чрезвычайно важную роль в развитии государства. В мае 1921 г. правительство Советской Украины издал декрет о ликвидации неграмотности. К этому делу было привлечено много учителей, грамотных людей других профессий, быстрыми темпами создавалась сеть пунктов и школ ликвидации неграмотности (ликбезов). Вся работа Наркомпроса осуществлялась под непосредственным руководством большевистской партии.

В течение первых тридцати лет советской власти основным государственным документом о народном образовании в Украине служил "Кодекс законов о народном образовании в УССР", принятый 2 ноября 1922 г. "Кодекс" определял следующую систему школьного образования, которая существовала до 1930 г.:

Профессиональная школа (15-17 г.)
Трудовая семилетняя школа (8-15 г.): I концерн 4 года; II концерн 3 года
Детский дом
(4-17 г.)
Детский сад (4-8 г.)

В связи с большим количеством бездомных детей и распространенной детской преступностью в "Кодексе" указывалось на необходимость открытия воспитательных учреждений для малолетних правонарушителей: детских домов, трудовых колоний и коммун, детских прийомників и распределителей. Указывалось и на необходимость создания учреждений социального воспитания: опытно-педологических станций, врачебно-педологических кабинетов и др.

В основу работы всех образовательных и воспитательных учреждений были возложены трудовой процесс и гармоничное воспитание детей школьного возраста. Указывалось на большое значение дошкольного воспитания, профессионального образования, пролетаризації высшей школы, распространение политического образования среди всего народа. Основными принципами системы народного образования определялись:

- единство целей и задач на всех звеньях;

- обязательность, бесплатность и общность для обоих полов обучения в трудовых и профессиональных школах до 17-летнего возраста;

- преимущество в приеме до всех учреждений для детей рабочих и крестьян;

- отделение школы от церкви, запрет религиозного обучения и воспитания детей.

Украинская система народного образования продолжала хранить различия в отношении той системы, которая действовала в России: профессиональный характер образования, семилетняя школа, отсутствие университетов, равный статус техникумов с институтами. Но эти две системы объединяли: общая цель - через школы к социализму; один принцип - государственная монополия в образовании.

К концу 20-х годов в Советской Украине наблюдается дифференциация существующих и появление новых типов школ. Семилетки в городах и селах делились соответственно на фабрично-заводские (ФЗС), что набирали индустриального уклона, и агрономізовані семилетние школы, ориентированные на сельское хозяйство. С конца 20-х годов начали появляться фабрично-заводские десятилетки (ФВД) путем дополнения ФЗС третьего концерна (15-17 г.). Для обслуживания сельской молодежи 16-17 г., которая должна была предварительно начальное образование, создавались школы крестьянской молодежи. С целью реализации принципа сочетание образования с производством начали образовываться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для молодежи в возрасте 15-16 г.

в 1921 году впервые в Украине появляются рабфаки - новые учебные заведения, в которых учились делегированные профсоюзами, партийными организациями и армией рабочие. Рабфаки существовали в основном при высших учебных заведениях, но иногда и самостоятельно. Они были индустриально-техническими и сельскохозяйственными. Срок обучения 2-4 года.

Рабфаки выступали средством реализации принципа пролетаризації высшей школы, поскольку их выпускники могли туда попасть без вступительных экзаменов. Провозглашением этого принципа государство открывала дверь в вузы детям рабочих и крестьян, ограничивая вход туда детям интеллигенции и священников. Пролетаризація обеспечивалась также спецификой вступительных экзаменов для различных категорий населения, когда дети рабочих и крестьян составляли их по упрощенным программам. Также существовали регулярные перерегистрации ("чистки"), в ходе которых безжалостно выбрасывались из высшей школы студенты, которые скрыли свое истинное социальное происхождение, заменив его на рабоче-крестьянское.

Советская власть ликвидировала академическую свободу высшей школы, что ровно ликвидации свободы научного исследования. С точки зрения большевиков нет чистой науки и знания, поэтому и автономия высшей школы, как проявление духа науки, является абсурдом: все должно быть подчинено государству. На этом основании считалось, что во главе вуза должен стоять ректор-коммунист, назначенный властями.

До 1923 г. Наркомпрос Украины не имел определенного плана организации работы трудовой школы. Был провозглашен принцип творчества, что давало возможность учителям свободно выбирать содержание и методы обучения и воспитания. С 1921 г. издавались "Советчики социального воспитания", с помощью которых в виде общих указаний осуществлялось общее регулирование учебно-воспитательного процесса.

Только в 1923 году Наркомпрос выдал "Единственный воспитательно-учебный план в учреждениях соцвиху для детей до 15 лет в УССР". Он очерчивал три главные аспекты подготовки учащихся: трудознавство, культурознавство и естествознание. Через чрезмерное влияние "Декларации о социальное воспитание детей" его авторы предоставляли образовании второстепенное значение, она, по их мнению, сама приложится в процессе воспитания, а традиционное обучение в школе признавалось "буржуазной педагогической мудростью".

На основе "Плана..." были разработаны комплексные учебные программы (темы-комплексы), которые строились по принципу синтетического обобщение всего учебного материала по схеме: природа-труд-общество. Отдельные учебные предметы не выделялись. Выбранные комплексы знаний (например, о Земле) изучались указанными выше тремя блоками: 1-й блок - элементы естественных знаний, 2-й блок - знания из различных областей производства, техники и др., 3-й блок - материалы обществоведческого характера. Учителя-предметники должны были одновременно и максимально согласованы раскрывать отдельные стороны определенного комплекса знаний (явление коллективного преподавателя). Положительным в этих программах было приближение содержания обучения к жизни, реализация межпредметных связей, формирование активного отношения учащихся к природе и т.д. Главным недостатком было то, что комплексная система образования не давала ученикам систематических знаний по основам наук. Существовала проблема знаний позакомплексного пространства (Или совмещать работу по усвоению звуков речи или дробей с изучением темы "Животные"? и др.).

С 1930-1931 гг. комплексную систему обучения заменили на комплексы-проекты (метод проектов). Новая система включала две части: постоянную (содержание основного материала, который надо изучить) и динамическую (цепь задач (проектов), через выполнение которых усваивается основное содержание образования). Динамическая часть разрабатывается ежегодно в зависимости от конкретных условий, контингента учащихся и т.д. Метод проектов реализовывался в форме целевых заданий ученикам (например, сделать электропроводку в доме), которые они выполняли после соответствующих инструкций и под присмотром учителя. Часто названия проектов представляли собой своеобразные политические лозунги "За...", "Включимось...", "Поможем..." и т. д. ("Включимось в электрификацию села"). Основными недостатками метода проектов были: бессистемность и поверхностность знаний, шматкоподібний изложение материала, знания и умения учащихся подчинялись проектам.

В конце 20-х годов в украинской школе имел место бригадно-лабораторный метод обучения, когда та или иная тема пророблялася самостоятельно группой (бригадой) учащихся в количестве 5-10 человек. Этот метод имел ряд недостатков: устранялась руководящая роль учителя, учет работы осуществлялся для бригады в целом, а не для отдельных учеников, не проводилась индивидуальная работа с учащимися; не было материальной обеспеченности школ для самостоятельной работы учащихся; не учитывался возраст и подготовленность детей при комплектовании бригад; часто материал был просто непонятный для отдельных учеников и обучения превращалось в простое зубрежки.

В 20-х годах существовала проблема оценки и учета знаний учеников. педагогическая литература критиковала такие виды контроля как опроса, оценка, зачет, экзамен. Как коллективные формы учета использовались конференции, диспуты, рефераты, коллективные дневники. Формами индивидуального учета выступали участие ребенка в дискуссии, процесс выполнения учеником определенной работы, учета качества выполненной работы. Ученики вели учетные карточки посещение кабинетов или выполненных заданий. Подчеркивалась роль самоконтроля и самообліку. Постепенно в школы вошла чотирьохбальна система оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно, вполне удовлетворительно, хорошо.

Если период 20-х годов для образования можно назвать периодом творческих исканий, то 30-е годы представляли собой период ее унификации и жесткого контроля со стороны большевистской партии. В начале 30-х годов был издан ряд партийных постановлений, которые вносили в существующую систему народного образования Украины ощутимые изменения, направленные на ее унификацию, причем на российский манер.

Партийные постановления "О начальной и средней школе" (1931 г.) и "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" (1932 г.) ограничивали творчество учителей и устанавливали жесткие рамки функционирования общеобразовательной школы. Они были направлены на универсализацию образования (содержания, форм, методов обучения), делали акцент на марксистскую мировоззренческую направленность школьных курсов. Вводился индивидуальный учет знаний и внедрялись экзамены. С целью укрепления порядка и дисциплины в школах усиливалась руководящая роль учителя, вводился четкий режим. С 1933 г. отменен практику составления местных учебных планов и программ и утверждены новые унифицированные учебные планы для всех типов школ, введено предметность преподавания.

в 1934 году партийной постановлением "О структуре начальной и средней школы в СССР" были отменены все типы школ и установлено единую систему образования: начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7), средняя школа (1-10 классы). Группы реорганизовались в классы. Укреплялось єдиноначальство руководителя школы, росли требования к его происхождения.

В связи с решением союзного правительства Украина возвращается к университетов (первым открылся 1933 года Киевский университет). Был понижен статус техникума до уровня среднего специального учебного заведения.

в 1935 году отдельной партийной постановлением давались конкретные указания о начале и окончании школьных занятий, продолжительность урока, вводились правила поведения и единая форма одежды для учеников, вводились единые нормы и 5-балльная система оценки успеваемости.

В июле 1936 г. было принято партийное постановление "О педологических извращениях в системе Наркомосів". Постановлением ликвидировалась педологія, которую тогда рассматривали как универсальную науку. Указывалось, что она еще не сложилась и полная вредных антимарксистських тенденций. Выдвигалось требование полного восстановления педагогики, которая через невежество ее руководителей была отодвинута педологією на второй план и рассматривалась в системе наркомосів, прежде всего, как эмпирическая, наукообразная дисциплина.



Назад